Предмет и методы изучения. Этапы становления науки

Экономика – общественная наука, которая изучает экономический базис общества во взаимодействии с общественными институтами управления, т.е. производительные силы и производственные отношения в их взаимодействии и является фундаментальной методологической наукой по отношению к другим конкретным экономическим наукам.

Предметом её изучения являются: 1) нормальные условия жизнедеятельности людей; 2) законы и закономерности становления и развития рыночных отношений; 3) решение проблемы между ограниченными ресурсами и неограниченными потребностями людей в обществе, а также 4) условия создания эффективно работающей фирмы (предприятия) в рыночных системах; 5) закономерности поведения субъектов рынка на микроуровне (человек (индивидуум), фирма (предприятие) и государство) и на макроуровне (домохозяйства как потребители, фирмы как производители товаров и государство в системе национальной экономики).

Функции науки: методологическая, познавательная, практическая, критическая и т.д.

Этапы становления науки

В своем развитии наука прошла три этапа и находится на четвертом. I этап (VI-V вв. до н.э. – XV в. н.э.). Этап становления экономической мысли. До нас дошли труды греческих мыслителей Ксенофонта (VI-V вв. до н.э.), Платона (428-348 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). В них впервые рассмотрены понятия «экономика», «деньги», «хозяйство», «государство» и т.д. [Аристотель: экономика – это искусство делать деньги].

II этап (XV-XVII вв.). Этап становления науки. Появляются экономические школы меркантилистов и физиократов. Обе школы пытаются ответить на вопрос: откуда в обществе берется богатство и как сделать, чтобы государство стало богатым, а люди в нем жили достаточно хорошо

III этап (VIII-XIX вв.). Этап классической политической экономии. Выделяют три школы: а) классическая политическая экономия (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо); б) пролетарская политэкономия (К. Маркс, Ф. Энгельс); в) мелкобуржуазная (Ф. Прудон, Дюринг). Носителем богатства является стоимость товара, а источником богатства – сфера материального производства (теория прибавочной стоимости). Буржуазные представители считают, что факторы создают прибавочную стоимость: капитал → прибыль капиталистов; земля → ренту собственникам земли; труд → заработную плату рабочим. К. Маркс создает теорию трудовой стоимости, считая, что единственным источником создания прибавочной стоимости является труд наемных рабочих в сфере материального производства, а капиталисты присваивают чужой неоплаченный труд на основе его эксплуатации. Возникает противоречие между трудом и капиталом, между классом капиталистов и классом наемных рабочих. Мелкобуржуазная политэкономия защищает интересы средних и мелких буржуа.

IV этап (XX-XXI вв.). Этап конвергенции всех ветвей экономических теорий. Выделяются взгляды А. Маршалла, Д. Кейнса, Д. Миля, П. Самуэльсона, Ф. Хайека, Д. Хикса, М. Фридмена и др. Основные взгляды этого периода: богатство создается в форме добавленной стоимости в любой сфере общественного производства, как материального, так и нематериального. Противоречие между классами капиталистов и рабочих заменяется единством интересов на создание и распределение прибыли предприятий. Теория ценообразования преобразуется от понятия «цена товара есть денежное выражение его стоимости» к понятию «цена товара составляет предельные издержки на его производство».

Экономическая теория получает свое дальнейшее развитие во взглядах неоклассиков, кейнсианцев и неокейнсианцев, маржиналистов (маржа – прибыль), институционалистов и др.

Великая депрессия 1928-1933 гг. создает новое направление в изучении экономической теории – кейнсианство. Д. Кейнс (1883-1946 гг.) в книге «Теория занятости, процента и денег» (1936 г.) утверждает, что современный рынок не в состоянии решить главную проблему общества – занятость рабочего населения и обеспечить рост экономики. В качестве главного регулятора решения этих проблем Д. Кейнс видит государство, необходимость его вмешательства в экономику через государственные инвестиционные вложения, проведения политики занятости (вернуть каждого безработного на его рабочее место), управления денежными оборотами через их стоимость (банковский процент). Теория Д. Кейнса оставалась ведущей до 70-х годов ХХ века. Она продемонстрировала корректировку взглядов классиков рыночной экономики (А. Смит, Д. Рикардо и др.) на оптимизацию экономической роли государства. Широкое развитие получают взгляды сторонников Д. Кейнса (кейнсианцы) и его продолжатели (неокейнсианцы).

В 60-е гг. ХХ века получают развитие новые институционально социологические направления, в которых понятие «институт» трактуется широко, как государство, корпорация, профсоюзы, монополия, налоги, а также, как устойчивый образ мышления и, как юридические нормы. Основателями этих направлений являются: американские ученые Т. Веблен (1857-1929 гг.) – «социально-психологический институционализм», Р. Коммонс – «социально-правовой институционализм», К. Митчелл – «прогнозирование количественных изменений в экономике».

Под действием бурного развития промышленности в период империализма на Западе получает развитие теория конвергенции Д. Гэлбрейта, в основе которой лежит абсолютизация, технико-экономических факторов в изменении общества. Д. Гэлбрэйт считал, что экономика не может оставаться в узких рамках микро- и макроанализа, превращаясь в консервативную систему анализа, она значительно шире этих понятий.

В дальнейшем сторонники институциональных направлений всё больше отказываются от абсолютизации технических факторов и всё больше направляют свое внимание к социальным проблемам человека. Так, появляется новое направление в экономической теории – неоинституционализм. Их яркими представителями являются Р. Коуз (США) – теория прав собственности и Дж. Бьюкенен (США) – теория общественного выбора. На основе этих взглядов меняется экономическая политика развитых стран, идет процесс «социализации капитализма».

Главная идея неоинституционалистов – утверждение возрастающей роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества, а XXI век провозглашается столетием человека.

Под давлением широкого спектра социальных исследований в экономическом развитии общества возникает направление в теории экономистов-глобалистов – «экономический соцеизм», провозглашающий и абсолютизирующий роль человека в новейших направлениях индустриализации общества, отвергая конвергенцию экономических направлений в одну науку – экономикс.

Экономическая наука вступила в эпоху постепенного и постоянного пересмотра сложившихся методов и доктрин в трансформации модели от homo sapiens (человек разумный) к модели homo economicus (рациональный экономический человек). В рамках экономических дисциплин сложились и оформились самостоятельные направления, такие, как «экспериментальная экономика», «экономическая психология», «поведенческая экономика». На стыке наук экономики, математики, философии, психологии и других получают развитие исследования в области теории общественного выбора, теории индивидуального поведения, теории общего равновесия, в теории финансов – исследование пузырей на финансовых рынках, причин глобального финансового кризиса 2007-2009 гг. и т.д.

Эти исследования обогащают наше представление о природе человеческой рациональности, о характере деятельности экономических институтов, ставят новые задачи перед теоретиками и практиками в реализации социально-экономической политики государства. Именно междисциплинарное сотрудничество и постоянно творческий контакт между исследователями теории и практики являются залогом прогресса экономической теории в XXI столетии.

Глубокие изменения в результаты экономических исследований внесла маржиналистская революция А. Маршалла, которая позволила включить в экономический анализ предельные величины, исследовать точки максимума или минимума в различных функциях и тем самым дать характеристику оптимизации производства и его результатов.

Экономическая теория стала всё больше превращаться в науку о рациональном поведении человека в сфере хозяйства и за его пределами. Так, американский экономист Л. Роббинс в 1993 г. отмечает, что экономическая наука изучает человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление. Экономическая рациональность, предполагающая оптимизацию, а не деятельность, связанную с материальной сферой хозяйства, оказалась в центре внимания после маржиналистской революции. Такой подход расширил и одновременно сузил предмет экономической теории.

К началу XXI века сложились три новых направления в экономической теории: мейнстрим, постмодерн и гетеродоксия. Современный мейнстрим – это все концепции, в которых экономическое поведение людей трактуется с точки зрения оптимизации. Все функции поведения людей, начиная от функций полезности, прибыли, потребления как индивидуальных, так и коллективных агентов выводятся из оптимизирующего выбора отдельных субъектов. К ним относятся модель трансакционного спроса на деньги У. Баумоля, теория портфельного выбора Дж. Тобина, концепция жизненного цикла Ф. Модильяни и др.

Другие ученые отрицают мейнстрим и признают направление постмодерн, которое допускает изучение любой ситуации в науке, при которой возможно всё, то есть современные экономисты вольны придумывать какие угодно гипотезы и модели.

Сторонники гетеродоксии, или изучения нетипичных направлений в экономических отношениях отвергают принцип методологического индивидуализма, оптимизации и равновесия. Современные гетеродоксы считают, что целое, как правило, больше суммы его частей, что поведение людей не сводится к поиску оптимальных вариантов решений и что равновесие в экономике либо отсутствует, либо является крайне неустойчивым. Они считают, что способности человека ограничены в познании природы, экономики; в использовании всей имеющейся информации для принятия оптимального решения, что заставляет их ориентироваться на сложившиеся стереотипы вместо поиска оптимального решения. Представители этих школ предпочитают исследовать неоптимальное поведение людей в нестабильных условиях и даже в неравновесных экономических системах.

Любые новации в экономических исследованиях зависят от направлений предшествующего развития.

Резкое увеличение количества доступной информации вследствие революции в компьютерных технологиях дало широкий толчок в развитии и распространении эконометрики.

Использование новых методов в математике усилило интерес ученых к размышлениям о том, как включить понятие «неопределенность» в теорию общего равновесия. Неопределенность влияет на поведение индивида, субъекта, на проблемы ожидаемой полезности в условиях риска, минимизацию риска. Присутствие неопределенности усилило значимость информации, её роль в экономическом анализе, преодоление ассимметрии информации через систему социальных институтов, особенно в области финансов.

Как отмечает К. Эрроу, информация «является дефицитной, дорогостоящей и имеет истинную ценность (как вложение в обработку или производство обычных товаров), но не изнашивается, как обычные товары: если один агент использует или передает информацию, он всё равно продолжает ею обладать» [К. Эрроу «Развитие экономической теории с 1940 года: взгляд очевидца / Вопросы экономики, 2010 г., № 4, с. 19].

Актуальной со времен второй мировой войны по настоящее время остается теория экономического роста с использованием развернутых динамических моделей, деловых циклов, эндогенных факторов. На основе динамического программирования возникли теория управления запасами, теория оптимального управления процессами, которая получила широкий резонанс в обсуждении вопросов государственной политики (экстерналии).

Получают развитие и теории эндогенного роста. К примеру, инженеры-технологи обнаружили, что если производить один и тот же товар, то издержки производства довольно устойчиво снижаются с ростом накопленного выпуска, что, в свою очередь, является результатом усовершенствования производства [К. Эрроу, с. 23].

В последнее время много внимания уделяется изучению влияния климата на экономику.

В итоге, экономическая теория находится в стадии преодоления стереотипов и поиска новых креативных методов, инструментов, направлении в решении поставленных перед обществом задач; обеспечения экономического роста национального продукта, кардинального улучшения условий и качества жизни человека, формирования умений принять кардинальное решение в любых экономических ситуациях.

Многозначность задач определена поиском решений экономической теории на стыке с другими науками, как математика, психология, социология, философия и др.

Изучение «приживаемости» тех или иных институтов в различных обществах стало предметом новой экономической компаративистики. В рамках этого подхода объединяются сравнительный анализ экономических систем и новый институционализм.

Сторонники этого подхода основывают необходимость выбора между издержками существования экономического хаоса (беспорядка) и издержками его устранения (издержками экономической диктатуры) и выдвигают гипотезу о существовании эффективных институтов, обеспечивающих оптимальный выбор между крайностями свободы и порядка. Эволюция рассматривается через призму оптимальной координации экономических и неэкономических институтов. Их подход выражается в идее существования границы институциональных возможностей, крайние точки которой соответствуют полному хаосу или абсолютной диктатуре (см. Приложение 4).

Таким образом, можно сформулировать основные направления предмета изучения экономической теории. Это изучение не только экономических отношений в системе «производство – распределение – обмен – потребление материальных благ и услуг», экономических законов и закономерностей в системе хозяйственных связей, их процессов и явлений, но и закономерностей институционально-экономической компаративистики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: