Смешанная экономика: сущность и модели

Смешанная экономика — это сочетание и взаимодействие частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал.

Такое определение понятия «смешанная экономика» является своего рода обобщением четырех подходов к его трактовке, существующих в современной экономической литературе.

Первый подход исходит из сочетания и взаимодействия различных секторов хозяйства (в частности, частного и государственного), базирующихся на различных формах собственности.

Второй подход основан на кейнсианском учении, сочетающем рынок, рыночный механизм и государственное регулирование.

Третий подход базируется на сочетании частного капитала и социальности, общественных социальных гарантий. Он исходит из идеологии различных социал-реформистских течений.

Четвертый подход вытекает из цивилизационной концепции, ориентированной на сочетание экономических и неэкономических начал.

Смешанная экономика — это открытая экономика, в которой каждый сектор имеет свою нишу. В ней существуют и взаимодействуют между собой частная, государственная, коллективная, общенародная и другие формы собственности. Соотношение различных форм собственности подвижно и зависит от конкретных условий каждой страны на разных этапах ее развития.

Современная смешанная экономика — это не механическое объединение различных секторов хозяйства, а целостная система нынешнего развитого общества.

Современные смешанные экономические системы сложились в последние десятилетия ХХ в. Для них характерна социальная направленность экономики и общества, о чем говорит высокий уровень жизни населения. Так, только за 20 лет (1970–1990 гг.) реальные доходы на душу населения в «семерке» (шести странах Запада и Японии) увеличились в 1,5–2 раза, а доля заработной платы достигает 3/5 общей суммы доходов. Разница в доходах 10% наиболее богатых и 10% наиболее бедных не превышает 6–7 раз.

Развитие смешанной экономики в развитых странах мира вплоть до 1970-х гг. осуществлялось на основе кейнсианского учения. Но начиная со второй половины 70-х гг. ХХ в. кейнсианство уступило место неоконсервативной модели, которой свойственно ограниченное вмешательство государства в экономику и полное господство рынка.

В развитых странах смешанная экономика имеет свою специфику. Например, в США государственное регулирование используется в меньшей мере по сравнению с другими странами Запада, поскольку объемы и доля государственной собственности незначительны. В экономике США господствующее место имеет частная собственность, развитие которой регулируется правом и налоговой системой. Государственное воздействие на американскую экономику осуществляется:

♦ посредством гарантированного государственного рынка с использованием контрактной системы;

♦ обеспечением экономики производственной и социальной инфраструктуры, научной и информационной базы;

♦ косвенными рычагами (госбюджет, кредитно-денежная система, хозяйственно-правовое законодательство). Через бюджет распределяется более трети ВВП страны.

В развитых западноевропейских странах, наоборот, наблюдаются существенные размеры государственной собственности и государственного предпринимательства, а следовательно, активное государственное регулирование. В этих странах государство исторически выполняло значительную роль в экономике. В результате частичной национализации после Второй мировой войны был создан крупный государственный сектор и сформирована развитая система государственного регулирования экономики.

В Великобритании к 80-м гг. ХХ в. обострились экономические проблемы: снизились эффективность производства, динамизм, были утрачены некоторые позиции в мировой экономике. Это обусловило переход экономической политики государства с кейнсианского учения на неоконсервативные принципы: сократилось вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны и снизилось нарастание рыночных методов регулирования экономики. В 80–90-е гг. ХХ в. в Великобритании была осуществлена крупномасштабная приватизация государственной собственности, активно стимулировалось частное предпринимательство, был снят контроль над ценами, заработной платой, дивидендами, реформировались рынок труда, здравоохранение, социальное обеспечение.

В Германии смешанная экономика создавалась под воздействием Немецкого федерального банка, осуществляющего гибкую и эффективную политику. Предпринимательская государственная деятельность проводится посредством субвенций и субсидий, которые являются составной частью бюджетов разных иерархических уровней. Субсидии в Великобритании — элемент непосредственного вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Отличительной особенностью немецкой модели смешанной экономики является ее социальная направленность, разделение экономической и социальной политики.

Во Франции смешанная экономика характеризуется этатистическими идеями (от фр. Еtat — государство), которые отражаются во всех сферах и областях национальной экономики. Государственное регулирование во Франции является наиболее продвинутым в Западной Европе. Французская экономика успешно реализовала концепцию экономического развития на базе государственных планов-программ. Франция перешла от жестких императивных принципов к индикативному планированию, которое до настоящего времени сохраняет свою роль.

Во Франции крупномасштабная приватизация усложнила проблему регулирования экономики со стороны государства. Вместе с тем дирижистские методы и свободный рынок не вызвали отстранения от экономики государственной власти.

Весьма специфическая западноевропейская модель развития смешанной экономики с большим государственным сектором свойственна Италии. Отличительной чертой итальянской модели смешанной экономики является ее внутренний динамизм, позволивший обеспечить высокие темпы экономического роста. Центральное место в экономике занимает государственный сектор, который, руководствуясь рыночными критериями, взаимодействует с частным капиталом. Италия, будучи страной с многочисленным малым бизнесом, отличается развитой социальной инфраструктурой и высокой социальной защитой. Так, она занимает одно из первых мест среди европейских стран по расходам на пенсионное обеспечение и социальное страхование.

Специфика смешанной экономики Японии заключается в оптимальном сочетании мирового трансформационного процесса с национальными особенностями страны. Высокие темпы экономического роста в 60–70-е гг. ХХ в. обеспечили предпосылки для минимизации социальных издержек структурных реформ. В Японии сравнительно невелика доля крупных государственных и смешанных государственно-частных фирм, зато весьма разветвленная сеть среднего и мелкого предпринимательства. В стране широко применяется административное, правовое и экономическое регулирование как в прямых, так и в косвенных формах. Японская модель смешанной экономики нацелена на сбережения, производство и экспорт. Сложившаяся система пожизненного найма, «зарплата по старшинству» и другие особенности не соответствуют принципам современного смешанного общества и требуют смены модели развития экономики.

Шведская модель смешанной экономики представляет собой социальную модель с высокой социальной защитой и гарантией, основанными на перераспределении доходов через налоговую систему. В Швеции незначительная доля государственной собственности сочетается с большой значимостью общественного сектора, не связанного с производством. В стране большое внимание уделяется профилактическим мерам, ориентированным на предотвращение бедности, на активную политику на рынке труда, что создает предпосылки для сокращения разницы в доходах наиболее богатых и бедных слоев населения.

Китайская модель смешанной экономики характеризуется переходом от «чистого социализма» к широкому использованию рыночных механизмов в регулировании воспроизводственных процессов. В стране возросла роль рынка и негосударственного сектора. Однако государственному регулированию экономики в форме «направляющего планирования» и социальным гарантиям государства отводятся приоритетные места.

В России наличие относительно развитого индустриального базиса, большого научно-технического и ресурсного потенциала, высокого уровня культуры и образования населения и других условий создает реальные возможности формирования смешанной экономики. Их осуществление требует разработки адекватной экономической стратегии и реализации целенаправленной экономической и социальной политики государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: