Эффекты психологического воздействия

Действенность психологических воздействий главным образом зависит от того, как осуществляются восприятие, обработка, осмысление и усвоение объектом психологического воздействия.

Восприятие окружающего мира (в том числе и социальное восприятие) принято считать одним из ключевых психических процессов, от которого зависит эффективность психологического воздействия. Под восприятием (перцепцией) окружающего мира понимается целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств человека. Восприятие представляет собой комплексный процесс, включающий: а) отражение стимула и ситуации; б) их регистрацию; в) интерпретацию воспринятого; г) ответную реакцию на воспринятое.

Наряду с восприятием предметов окружающего мира существует также социальное восприятие (социальная перцепция), включающее два относительно самостоятельных типа процессов: межличностное и межгрупповое восприятие.

Межличностное восприятие – это восприятие, понимание и оценка человека человеком (одними людьми других людей). Его специфика заключается в большой степени его пристрастности, что находит проявление в слитности познавательных и эмоциональных компонентов, в ярко выраженной оценочной окраске.

С особенностями межличностного восприятия связан ряд психологических эффектов. Среди них эффекты новизны, первичности, стереотипности, ореола.

Эффект новизны при восприятии людьми друг друга заключается в том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, то есть более новая информация о нем. А по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация.

Эффект первичности состоит в том, что вероятность припоминания первых элементов однородного материала более высока, чем средних элементов (при этом, чем объёмнее предъявленный материал и чем выше темп его предъявления, тем меньшее количество первых элементов припоминается).

Эффект стереотипности выражается в упрощенном и схематичном, но устойчивом представлении о чем-либо (или ком-либо),стереотипы стихийно складываются в условиях дефицита информации, либо неспособности индивида интерпретировать ее адекватно. Стереотип никогда не бывает истинным, он всегда содержит тенденциозные, заранее заданные характеристики явлений, поэтому всегда неадекватен ему. Стереотип обобщает явления по принципу внешней схожести или случайных совпадений, однако не анализирует их глубинную сущность.

Эффект ореола – это распространение первичной общей оценки человека (людей) на восприятие его (их) поступков и личностных качеств. Так, если первое впечатление о человеке (людях) в целом благоприятно, то в дальнейшем все его (их) поведение, черты и поступки начинают переоценивать в положительную сторону. В них выделяют и преувеличивают лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооценивают, или вообще не замечают. Если же общее первое впечатление о каком-либо человеке (людях) оказалось отрицательным, то даже положительные его (их) качества и поступки в последующем не замечают, либо недооценивают на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

Эффект престижа - информация, исходящая от источника, обладающего высоким авторитетом, характеризуется большей силой воздействия, так как люди воспринимают ее менее критично.

Эффект визитной карточки. Субъект психологического воздействия сначала излагает то, приемлемость чего для объекта ему заранее известна. После того как выясняется наличие «общей точки зрения», он излагает ту мысль, ради которой он организовал свое сообщение. Общность взглядов (мнений, суждений) объектом и субъектом по ряду вопросов как бы ослабляет дух противоречия, критичность со стороны объекта.

Эффект своего человека - любое сходство между субъектом и объектом (если объект психологического воздействия придает этому сходству определенное значение) повышает действенность самого воздействия.

Эффект симпатии- антипатии - Объект психологического воздействия гораздо легче приемлет взгляды, преподносимые симпатичным ему субъектом и бессознательно настраивается враждебно к той информации, которую сообщает неприятный ему источник.

Резюме

Восприятие представляет собой комплексный процесс, включающий: а) отражение стимула и ситуации; б) их регистрацию; в) интерпретацию воспринятого; г) ответную реакцию на воспринятое. Межличностное восприятие – это восприятие, понимание и оценка человека человеком (одними людьми других людей). С особенностями межличностного восприятия связан ряд психологических эффектов. Среди них эффекты новизны, первичности, стереотипности, ореола и другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: