Управление операциями организации (операционный менеджмент)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Иркутский государственный университет путей сообщения

МЕНЕДЖМЕНТ

Методические указания по выполнению курсовой работы

Для студентов очной и заочной форм обучения по направлениям

Менеджмент» и 080400 «Управление персоналом»

Иркутск 2012


УДК 005

ББК 65.290-2

Методические указания предназначены для студентов очной и заочной формы обучения по направлениям 080200 «Менеджмент» и 080400 «Управление персоналом» при выполнении курсовой работы по дисциплинам «Основы менеджмента» и «Основы теории управления».

Библиогр. 26 назв.

Составители: канд. экон. наук Кулеш М.И., канд. экон. наук Максимов И.М., ст. преподаватель Перфильева А.И.

Кафедра менеджмента.

Рецензенты: доктор экон. наук Н.В. Полякова, зав. кафедрой маркетинга БГУЭП, начальник службы организации и оплаты труда ВСЖД филиала ОАО «РЖД», канд. техн. наук Н.Л. Михальчук.


Цели курсовой работы

Курсовая работа является самостоятельной работой студентов и имеет целью закрепить и углубить знания, полученные по курсу «Основы менеджмента» и «Основы теории управления», привить навыки и умения решения управленческих проблем. В процессе работы студент должен осмыслить проблемы отечественного менеджмента, возможность использования зарубежного опыта, системного, ситуационного и процессного подходов на примере конкретной организации.

В результате выполнения курсовой работы студент должен овладеть навыками организационно-управленческого анализа и организационного проектирования; выявления управленческих проблем и выбора вариантов их решения; обоснования направлений развития организаций, усвоить управленческую терминологию и научиться пользоваться ею.

2 Темы курсовой работы и варианты ее выполнения

Все темы и варианты имеют общую направленность – проектирование или совершенствование системы управления для организации, адаптированной к конкретной управленческой ситуации. Курсовая работа имеет как теоретическую, так и практическую составляющую.

Теоретическая составляющая (1 глава) определяет выбор темы курсовой работы, выбирается студентом самостоятельно по согласованию с преподавателем. При выборе темы курсовой работы студент должен осознать, что данная разработка является важнейшим подготовительным этапом к написанию дипломной работы, следовательно, тема должна быть актуальной и соответствовать его профессиональным интересам и предпочтениям.

Для студентов очной формы обучения рекомендуются следующие темы курсовых работ:

1. Менеджмент как вид деятельности и система управления.

2. История развития управленческого знания (зарубежные и отечественные исследования).

3.Управленческая ситуация – основные модели и методы исследования.

4.Фукнкции управления.

5.Стратегическое управление.

6.Организационная структура, ее проектирование и совершенствование.

7.Мотивация деятельности.

8.Контроль в системе управления организацией.

9.Управленческие решения.

10.Коммуникации. Управленческое общение.

11. Руководство в системе управления. Стили руководства.

12.Поведенческие аспекты управления (групповая динамика, конфликты).

13.Управление персоналом.

14.Организационная культура.

15. Эффективность менеджмента.

16.Управленческое консультирование.

17. Управление организационными изменениями (инновационный менеджмент).

Управление операциями организации (операционный менеджмент).

19.Корпоративный менеджмент.

20. Методы управления.

21. Менеджмент качества.

22. Риск-менеджмент.

23. Управление проектами.

Для студентов заочной формы обучения рекомендуются следующие темы курсовых работ:

1. Управление производством

1.1 Цели и задачи управления производство;

1.2 Принципы и процесс управления производством:

1.3 Функции управления производством;

1.4 Элементы системы управления производством;

1.5 Организационная структура управления производством;

1.6 Информационное обеспечение системы управления производством

2. Менеджмент качества продукции

2.1 Понятие, значение и факторы обеспечение качества продукции:

2.2 Основные требования к качеству продукции;

2.3 Показатели качества и методы их оценки;

2.4 Цена качества;

2.5 Системы управления качеством;

2.6 Новая стратегия в управлении качеством;

2.7 Служба управления качеством продукции на предприятии;

2.7Стандартизация продукции.

3. Тактическое планирование производства

3.1 Задачи и состав планов предприятия;

3.2 Организация и принципы планирования производства;

3.3 Методы планирования;

3.4 Организация текущего планирования производства;

3.5 Управление издержками производства.

4. Управление материальными ресурсами и производственными запасами

4.1 Система управления материальными ресурсами предприятия;

4.2 Управление процессом потребления материальных ресурсов;

4.3 Виды производственных запасов;

4.4 Издержки, связанные с созданием и хранением производственных запасов;

4.5 Управление производственными запасами.

5. Управление персоналом в системе производственного менеджмента

5.1 Сущность и функции кадрового менеджмента на предприятии;

5.2 Личность в системе производственного менеджмента;

5.3 Формирование производственного коллектива;

5.4 Концепция и виды мотивации в производственном коллективе;

5.5 Управление конфликтами в производственном коллективе.

6. Методологические основы менеджмента (законы, принципы и функции)

6.1 Закономерности управленческой деятельности;

6.2 Принципы управления производством;

6.3 Системный подход в управлении;

6.4 Функции управления.

7. Нововведение и совершенствование организационной структуры фирмы

7.1 Сущность, причины и формы нововведений в организациях;

7.2 Процесс совершенствования организационных систем (СОС): основные этапы, методы и приемы.

8. Управление конфликтами

8.1 Понятие организационного конфликта и его структура;

8.2 Виды организационных конфликтов;

8.3 Функции конфликтов и формы их разрешения.

9. Организационные отношения в системе менеджмента

9.1 Понятие организации и ее функции;

9.2 Разделение труда – основа организационных отношений;

9.3 Департментализация и ее виды в организации;

9.4 Типы власти и характер ее осуществления;

9.5 Роль координации в организационном процессе.

10. Регулирование и контроль в системе менеджмента

10.1 Понятие контроля и его основные типы;

10.2 Фазы процесса контроля;

10.3 Барьеры и сопротивление контролю;

10.4 Контроль специфических аспектов организационного поведения.

11. Принятие решений в процессе управления организацией

11.1 Виды и типы управленческих решений;

11.2 Основные подходы к принятию решений;

11.3 Процесс принятия решений;

11.4 Методы и способы принятия решений.

12. Корпоративная стратегия социального менеджмента компании ОАО «РЖД»

12.1 Проблемы и понятийный аппарат социального менеджмента;

12.2 Социальный менеджмент, как необходимое условие повышения производственно- экономической эффективности, качества перевозок и конкурентоспособности ОАО «РЖД»;

12.3 Структуризация системы социального менеджмента

железнодорожного транспорта;

12.4 Анализ трудовых доходов компании ОАО «РЖД»;

12.5 Основные направления развития социального менеджмента на железнодорожном транспорте.

13. Кадровая политика на железнодорожном транспорте

13.1 Принципы и направления кадровой политики на предприятиях;

13.2 Виды кадровой политики;

13.3 Проблемы кадровой политики на железнодорожном транспорте.

14. Инновационный менеджмент на железнодорожном транспорте

14.1 Понятие инновационного менеджмента;

14.2 Содержание и задачи инновационного менеджмента;

14.3 Инновационная деятельность предприятия;

14.4 Технологические уклады железнодорожных хозяйств, их формирование, становления и обновления.

15. Методы и механизм реализации социального менеджмента на предприятиях железнодорожного транспорта

15.1 Принципы корпоративной и социальной ответственности;

15.2 Направления трансформации методов и механизма реализации социального менеджмента;

15.3 Оценка влияний социальных гарантий на производственно-экономическую эффективность железнодорожных предприятий (ОАО «РЖД»).

16. Кризисное управление предприятием

16.1 Этапы и факторы развития кризиса;

16.2 Диагностика причин возникновения кризисной ситуации на предприятии;

16.3 Бизнес – планирование повышение конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия;

16.4 Реструктуризация предприятия: основные положения;

16.5 Оперативная реструктуризация и ее основные задачи;

16.6 Практические аспекты реструктуризации предприятий и

корпораций;

16.7 Реструктуризация и преодоление сопротивление персонала.

17. Ситуационный анализ фирмы:

17.1 Анализ конкурентной позиции компании (прочности бизнеса);

17.2 Выявление конкурентного преимущества компаний;

17.3 Выявление силовых и слабых компонентов компании:

17.4 Оценка организации управления и конкурентоспособности;

17.5 Оценка активов и финансового состояния предприятия;

17.6 Оценка ресурсосбережения предприятия;

17.7 Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования (СЗХ).

Студент может выбрать и предложить преподавателю для согласования и другие актуальные темы.

Практическая часть курсовой работы (2 и 3 глава) выполняется по двум вариантам, которые, прежде всего, различаются по способам получения исходных данных:

1-ый вариант: Практическая часть выполняется по данным реально существующей организации – в данном случае работа носит характер выполнения организационно-управленческого анализа деятельности предприятия и разработки плана мероприятий по совершенствованию системы управления. Название варианта – «Организационно-управленческий анализ деятельности……(указывается наименование предприятия)»

2-ой вариант: Практическая часть выполняется по данным предприятия, которое в настоящее время не существует, но которое целесообразно создать исходя из рыночной ситуации – в данном случае выполняется организационный проект. Название варианта – «Проектирование системы управления ……..(указывается наименование предприятия).

При первом варианте студент использует данные реально существующей организации. Форма собственности, размер организации, выпускаемая продукция или услуги, местоположение значения не имеют. Главное требование – способность студента проанализировать управленческую ситуацию в целом. На основе ситуационного организационно-управленческого анализа студент определяет основные проблемы в существующей организационной системе. Под проблемой понимается несоответствие фактических значений системы ситуационных характеристик нормативным значениям. Нормативная система – взаимоувязанная на основе соблюдения принципов научного менеджмента совокупность характеристик (переменных) основных подсистем организации и ее внешней среды.

Если организация очень крупная, то после анализа ситуации в целом может быть выбрана ее отдельная функциональная область (подсистема), нуждающаяся в первоочередном изменении. После этого студент разрабатывает нормативную модель для выбранной функциональной области и разрабатывает предложения по ее усовершенствованию.

При втором варианте заданий используются данные о предполагаемой организации, создание которой реально и целесообразно для конкретной рыночной ситуации. В этом случае результатом работы станут предложения по созданию организации и системы управления ею, которых еще нет, но есть реальные возможности, ниша рынка, проблема, разрешению которой они будут способствовать – т.е. разработка организационного проекта. Исходной информацией для данного варианта может быть существующий бизнес-план.

Таким образом, название курсовой работы включает в себя выбранные тему и вариант выполнения работы, например:

- «Управление персоналом. Проектирование системы управления для ОАО «Иркутсккапиталстрой».

- «Организационная структура. Организационно-управленческий анализ деятельности ВЧД -7».

Выбор теоретической темы оказывает определенное влияние на выполнение практической части, поскольку студент должен особое внимание уделить рассмотрению функциональной области, относящейся к выбранной теме. Так, например, при выборе темы «Организационная культура» в практической части необходимо изложить подробный отчет по исследованию организационной культуры в анализируемой организации.

Курсовая работа выполняется на основании задания, которое выдается преподавателем. В задании указывается: ФИО студента; название темы; вариант выполнения работы; организация – объект исследования; основные вопросы, которые студент должен рассмотреть в теоретической части; особые замечания и указания по выполнению практической части.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: