Примерная структура работы

Рекомендуется следующая структура курсовой работы:

Введение.

Глава 1 Теоретическая часть

Глава 2 Для первого варианта: Организационно – управленческий анализ деятельности ….(указывается название предприятия)

2.1 Общая характеристика предприятия.

2.2 Анализ системы стратегического планирования

2.3 Анализ организации реализации стратегии.

2.4 Анализ системы мотивации работников предприятия.

2.5 Оценка системы и процедур контроля.

2.6 Анализ руководства на предприятии.

Для второго варианта: Проектирование системы управления……..(указывается название предприятия)

2.1 Предварительное описание ситуации.

2.2 Проектирование системы стратегического планирования.

2.3 Проектирование организационной структуры. Разработка организационно – регламентирующих документов.

2.4 Обоснование системы мотивации.

2.5 Проектирование системы контроля.

2.6 Обоснование нормативного стиля руководства.

Глава 3 Обеспечение эффективности системы управления.

3.1. Обоснование управленческого решения.

3.2. План мероприятий по повышению эффективности системы управления.

Методические указания по выполнению курсовой работы

Работа состоит из оглавления, введения, двух разделов – теоретического и практического, заключения, списка использованной литературы.

Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, излагаются основные проблемы исследования.

Для написания теоретического раздела (1 глава) студент должен изучить специальную литературу по менеджменту, относящуюся к избранной теме. Необходимо привлечь несколько источников, обязательным условием является отражение как традиционных (классических) так и современных представлений по исследуемой проблеме. Целесообразно использовать публикации в периодических изданиях, а также информацию из «Интернет». В данной главе необходимо раскрыть содержание темы, дать определение основных понятий, закономерностей, показать существование различных точек зрения, подходов к рассмотрению проблемы. Обязательным является ссылки в тексте на цитируемые и используемые источники.

Практический раздел (2 и 3 главы) выполняется на основе собранной студентом информации об управленческой ситуации (исходные данные).

Исходные данные

Состав исходных данных для первого и второго вариантов примерно одинаков. В случае отсутствия реальной информации студент разрабатывает аргументированную (правдоподобную) легенду.

Для организационно – управленческого анализа (организационного проектирования) необходимы следующие исходные данные:

- общая характеристика предприятия: полное название, юридический статус, форма собственности и характеристика собственников, месторасположение (юридический адрес и фактическое расположение), основные направления деятельности и виды выпускаемой продукции или оказываемых услуг, объем производства, состав производственных звеньев, численность занятых и другие характеристики персонала, занимаемая ниша на рынке, используемые ресурсы, их объем, технология и ее оценка;

- организационная структура (для первого варианта);

- характеристика внешней среды организации – потребители, конкуренты, поставщики ресурсов (материального сырья, оборудования, энергии, капитала, трудовых ресурсов, информации), государственное регулирование, криминальное воздействие, НТП (технология), состояние экономики, социокультурные факторы, политические факторы, отношение с местным сообществом, факторы международного окружения.

- определение целей, достижение которых обеспечивает анализируемая или проектируемая организация, обоснование проблемы (проблем), связанных с достижением этих целей.

Выполнение и оформление практического раздела курсовой выполняется в следующей последовательности (по пунктам).

Глава 2 Организационно-управленческий анализ деятельности предприятия (1 вариант).

Проектирование системы управления (2 вариант).

Рекомендуются следующая последовательность и порядок выполнения практического раздела с распределением по пунктам.

Содержание первого задания примерно одинаково для первого и второго вариантов. Последующие задания имеют особенности в зависимости от выбранного варианта.

п.2.1.Предварительное описание управленческой ситуации (основывается на исходных данных).

2.1.1.Общая характеристика организации (характеристика внутренних ситуационных факторов)

2.1.2.Характеристика внешней среды.

Выполнение этих разделов предполагает подробное предварительное описание (моделирование) управленческой ситуации на основе полученных исходных данных.

2.1.3.Обоснование проблемы. Дается предварительная диагностика управленческой проблемы (проблем). Проблемы должны иметь стратегическое значение, оказывать существенное влияние на текущую и перспективную деятельность фирмы.

Последующие задания имеют особенности в зависимости от выбранного варианта.

Для первого варианта:

п.2.2 Анализ системы стратегического планирования.

2.2.1 Анализ миссии организации.

Необходимо выяснить, как и в какой форме определяется миссия анализируемой организации, соответствует ли формулировка миссии предъявляемым требованиям по содержанию и форме.

2.2.2 Анализ системы целей деятельности организации, построение дерева целей.

Дается описание основных целей деятельности организации. Анализируется соответствие целей миссии организации, степень проработанности системы целей по основным направлениям деятельности и развития организации. По результатам анализа строится рекомендуемое дерево целей.

Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева») (стратегическая цель); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева») (тактические и оперативные цели).

Стратегические цели отражают важнейшие направления деятельности организации, связанные с реализацией миссии организации.

Тактические цели сосредоточены на основных действиях, необходимых для достижения стратегических целей.

Оперативные цели связаны с функционированием отдельных подразделений организации и направлены на действия и работы, необходимые для достижения тактических целей.

Дерево целей представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Дерево целей

При формулировании целей целесообразно воспользоваться методикой SMART. SMART – это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов:

S – конкретный (specific);

M – измеримый (measurable);

A – достижимый (attainable);

R – значимый (relevant);

T – определенный во времени (time-bounded).

Само слово «smart» в переводе на русский язык означает «умный». Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.

2.2.3 Анализ внешней среды. Управленческое обследование внутренних функциональных зон организации.

Стратегический анализ предполагает оценку взаимного влияния внутренних и внешних ситуационных факторов и выполняется по методике SWOT – анализа: проводится сопоставление угроз и благоприятных возможностей, обусловленных воздействием внешней среды и внутренних возможностей организации – сильных и слабых сторон по основным функциональным областям (производство, инженерное обеспечение (технология), маркетинг, финансы, инновационная деятельность, персонал, безопасность и т.д.).

Для этого сначала, с учетом конкретной ситуации, составляется список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей. Далее необходимо установить связи между ними, для чего составляется матрица SWOT, которая имеет вид, представленный в таблице 1.

Таблица 1 – SWOT-анализ

  Возможности 1……. 2…….. 3…….. ….. Угрозы 1…….. 2…….. 3…….. …..
Сильные стороны 1…………. 2………….. 3………….. ….. Сила и возможности ……… Сила и угрозы ……….
Слабые стороны 1………… 2………… 3………… …… Слабость и возможности ……… Слабость и угрозы   ………..  

На каждом из полей матрицы студент должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии.

Для повышения обоснованности стратегического анализа рекомендуется акцентировать внимание на оценке специфики отрасли, в которой действует анализируемое предприятие, оценить преимущества и недостатки территориального размещения, провести сравнительную оценку конкурентов.

2.2.4 Анализ стратегии (стратегий).

На основе проведенного анализа дается оценка обоснованности выбранной стратегии организации, при необходимости делаются предложения по ее корректировке. В случае, если в организации не формулируются долгосрочные планы, студент должен самостоятельно обосновать вариант стратегических целей организации, выбрать стратегическую тенденцию (рост, ограниченный рост, сокращение, диверсификация).

п.2.3 Анализ организации реализации стратегии.

2.3.1 Анализ организационной структуры.

Приводится организационная схема существующей структуры. Дается оценка правильности ее построения (соответствия организационным принципам), а также соответствия выбранной стратегии и поставленным целям. Делаются предложения по перепроектированию, строится схема рекомендуемой организационной структуры.

2.3.2. Анализ организационно – регламентирующих документов (Положения о структурном подразделении организации, Должностной инструкции).

Анализируется один из утвержденных в исследуемой организации организационно – регламентирующих документов. Выявляется соответствие предписанных обязанностей (функций) для реализации целей и задач должности (отдела), а также соблюдение принципа баланса обязанностей, прав и ответственности (таблица 2).

Таблица 2 - Баланс обязанностей, прав и ответственности

Обязанности   Права   Ответственность  
     
     

2.3.3 Распределение обязанностей (функций) между отделами (должностями).

Система управления процессом, как и любая функция процесса, подлежит документированию. В настоящее время деятельность любого руководителя и сотрудников документирована очень слабо. Как правило, в должностных инструкциях обязанности изложены в общем виде. Матрица ответственности показывает распределение ответственности за функции процесса (таблица 3).

Для выполнения этого задания студент должен выбрать какой-либо процесс, выполнение которого предполагает взаимодействие нескольких отделов (должностей) аппарата управления предприятия. Распределение обязанностей оформляется в форме матрицы ответственности. В левой части указываются функции процесса, отражающие последовательность этапов его выполнения, а в правой части – распределение работ (операций) по исполнителям (должностям, отделам).

Функции можно обозначать условными символами. Например: О – ответственный, У – участвует в работе, И – получает информацию о результате.

Таблица 3 – Матрица ответственности

Функция Сотрудник
Владелец процесса Исполнитель Исполнитель Исполнитель
Планирование О У И И
Функция 1 У О У У
Функция 2 И   О У
Функция 3 И У У О
….. И О У  
Контроль выполнения О У   У
Управление процессом О И У  
Отчетность о ходе процесса О   И У

Владелец процесса – это должностное лицо или коллегиальный орган управления, имеющий в своем распоряжении ресурсы, необходимые для выполнения процесса, и несущий ответственность за результаты процесса.

При заполнении матрицы ответственности следует соблюдать следующие правила:

Правило 1: в каждой строке матрицы может стоять только одна буква «О». Букв «У» и «И» может быть несколько.

Правило 2: в столбце владельца не должно быть пустых клеток. То есть руководитель либо отвечает за функцию, либо участвует в ее выполнении, либо информируется.

Правило 3: функции в матрице ответственности начинаются с «Планирования» и заканчиваются «Контролем выполнения», «Управлением процессом», «Отчетностью о ходе процесса». Отвечает за все эти функции – владелец процесса, в его столбце должна стоять буква «О».

На основе составленной матрицы ответственности проводится анализ рациональности распределения обязанностей между подразделениями аппарата управления или между работниками.

п.2.4Анализ системы мотивации работников предприятия.

Анализ системы мотивации рекомендуется выполнять на основе использования схем основных теорий мотивации (двухфакторной модели Ф.Герцберга, модели иерархии потребностей А.Маслоу, теории ожиданий В.Врума, теории справедливости и т.д.). Особое внимание необходимо уделить рассмотрению существующих систем оплаты и материального стимулирования труда. По результатам анализа делаются реалистичные предложения по совершенствованию системы мотивации.

п.2.5 Оценка системы и процедур контроля на предприятии.

Анализ системы контроля рекомендуется проводить в следующей последовательности:

1. необходимо определить направление деятельности, в отношении которого контроль является приоритетным;

2. по данному направлению описать систему контроля по его видам и содержанию: задачи предварительного, текущего и заключительного контроля, нормативы и стандарты, периодичность, информационное обеспечение, организация (структура) контроля;

3. дается оценка соответствия рассмотренных характеристик основным принципам эффективного контроля (соответствие стратегии и целям, полнота, простота, гибкость, экономичность, своевременность);

4. обосновываются предложения по совершенствованию системы контроля.

п.2.6Анализ руководства на предприятии.

Анализ руководства проводится в отношении одного конкретного руководителя, деятельность которого наиболее известна студенту, и проводится путем сопоставления фактического и нормативного стилей руководства.

Для описания фактического стиля руководства студент должен составить модель комплексной оценки профессиональных качеств руководителя. В данной модели анализируются критерии оценки деятельности руководителя: студенту необходимо определить состав этих критериев, а также степень соответствия сотрудника необходимым качествам. Модель оформляется в виде следующей таблицы:

Таблица 4 - Модель оценки профессиональных качеств руководителя

Критерии оценки Факторы, определяющие критерии Соответствие оцениваемого сотрудника необходимым качествам (в%)
     
     

На основе критериев оценки эффективности деятельности дается описание фактического стиля руководства. На основе основополагающих моделей руководства («управленческая решетка» Блейка – Мутона, ситуационная модель Ф.Фидлера, модель «жизненного цикла» Херси –Бланшарда) обосновываются требования к нормативному стилю руководства. На основе сравнения фактических и нормативных характеристик необходимо дать предложения по повышению эффективности руководства.

Для второго варианта:

Для второго варианта методика выполнения заданий в целом аналогична изложенной для первого варианта, отличие состоит в том, что студент изначально обосновывает наиболее эффективные (нормативные) значения организационных характеристик проектируемой организации.

п.2.2 Проектирование системы стратегического планирования.

2.2.1 Обоснование миссии организации.

2.2.2 Построение дерева целей.

2.2.3 Оценка внешней среды, обоснование стратегии.

п.2.3Построение организационной структуры. Разработка организационно – регламентирующих документов.

п.2.4 Обоснование системы мотивации работников предприятия.

п.2.5Обоснование системы контроля на предприятии.

п.2.6 Разработка нормативного стиля руководства.

В данном задании есть небольшое отличие от первого варианта – оно состоит в последовательности его выполнения. Первоначально рассматриваются характеристики ситуации, в дальнейшем обосновываются наиболее адекватные характеристики руководящего стиля. В завершение студент разрабатывает систему критериев оценки профессиональных качеств руководителя.

Глава 3 Управление эффективностью системы менеджмента организации. (для первого варианта).

Обеспечение эффективности системы менеджмента организации. (для второго варианта).

Выполнение заданий для первого варианта:

п. 3.1Принятие управленческого решения.

Для выполнения данного задания формулируется проблема, решение которой позволит наиболее эффективным способом достичь определенной цели организации. Рекомендуется сформулировать и рассмотреть проблему, относящуюся к функциональной области, связанной с темой курсовой работы. Данное задание выполняется в следующей последовательности:

1. Формулировка проблемы. Выявляются факторы, связанные с обеспечением достижения поставленной цели (условия, средства, барьеры).

2. Определение критериев, ограничений и методов принятия решения.

3. Разработка вариантов принятия решения.

4. Исходя из сформулированных критериев, выбирается наилучший вариант решения проблемы.

5. Обоснование мероприятий по реализации решения.

Мероприятия по реализации управленческого решения должны быть представлены в форме графика Гантта (или стрелочной диаграммы, или сетевого графа или календарно-ресурсного графика).

Диаграмма Гантта - горизонтальная линейная диаграмма, на которой мероприятия по реализации решения представляются протяженными во времени отрезками, характеризующимися датами начала и окончания, задержками и возможно другими временными параметрами (рисунок 2).

Мероприятия месяц
январь февраль март апрель май
1. Организационно-методи-ческая подготовка проекта        
2. Разработка стратегии организации          
3. Разработка сети процессов            
4. …..            
5. …..          
6. …..            
                 

Рисунок 2 – График Гантта

На рисунке 3 представлен пример календарно-ресурсного графика.

Этапы и работы в составе проекта Периоды 20.. г Участники Ресурсы
                             
Увеличение годовой добычи нефти                               РН- Юганскнефтегаз, Пурнефтегаз, Ванкорнефть, ВСНК и др. До 180 млн т/год
Увеличение добычи газа                               РН- Сахалинморнефтегаз, Дагнефтегаз, Юганскнефтегаз и др. До 55 млн куб. м/год
Увеличение объемов переработки нефти                               НПЗ Компании До 80 млн т/год
……                                  
……                                  
……                                  
……                                  

Рисунок 3 – Календарно-ресурсный график

Студент может для повышения уровня разработки выполнить экономическое обоснование управленческого решения по методике, согласованной с преподавателем.

п.3.2Анализ эффективности системы управления и предложения по ее совершенствованию.

В данном задании обобщаются результаты организационно-управленческого анализа системы деятельности организации и предложения по ее совершенствованию. Выполнение задания оформляется в табличной форме:

Таблица 5 – План мероприятий по совершенствованию эффективности системы управления

Наименование организационной характеристики Фактическое значение   Нормативное значение   Мероприятия по совершенствованию  
1. 2. 3. и т.д.        

Для второго варианта:

п. 3.1 Принятие управленческого решения.

Данное задание выполняется в последовательности и по методике, аналогично указанным в первом варианте.

п. 3.2 Обоснование предпосылок эффективности системы управления организацией.

В данном задании обобщаются обоснованные студентом предложения по обеспечению эффективности спроектированной (разработанной) системы управления организацией. Данное задание оформляется в следующей таблице 6.

Таблица 6 – Обоснование мероприятий по обеспечению эффективности системы управления

Наименование организационной характеристики Цели или принципы, достижению которых должны соответствовать предлагаемые значения организационных характеристик Мероприятия, обеспечивающие эффективность системы управления
1……………… 2……………… 3……………… и т.д. …………    

Заключение.

В заключении студент делает краткие выводы по работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: