Одним из главнейших факторов, определяющих мощность, размеры и тип СТО (специализированная, универсальная), является число и состав автомобилей по моделям, находящимся в зоне обслуживания проектируемой СТО, а также число их заездов на СТО (за год, за сутки). При этом, мощность СТО характеризуется количеством обслуженных автомобилей в течение года, суток, размер – числом рабочих постов для обслуживания и ремонта.
При обосновании мощности и размеров проектируемой СТО необходимо учитывать наличие и пропускную способность действующих предприятий автосервиса в данном регионе (районе), возможность их совершенствования и развития.
Проектирование и последующее строительство любого предприятия, а особенно автосервисного, необходимо увязывать с перспективой увеличения парка автомобилей и насыщенности населения ими, изменениями в конструкции автомобилей, условий их эксплуатации и др.
От грамотного маркетингового анализа и обоснования во многом зависит последующая работа СТО. Мощность СТО должна быть такой, чтобы обеспечивалась прибыльность и привлекательность ее для клиентуры СТО. Последние, наряду с уровнем цен и составом предоставляемых услуг определяется качеством и продолжительностью обслуживания, включая время ожидания. Поэтому СТО должна иметь определенный резерв мощности, который позволяет погасить сезонную неравномерность потребности в обслуживании и ремонте автомобилей. В противном случае владелец автомобиля предпочтет другую СТО. С другой стороны, если мощность СТО будет значительно выше потребной, то это приведет к простою постов, рабочих, оборудования и снижению эффективности ее работы.
|
|
Общая постановка задачи обоснования в КП сводится к следующему: в определенном регионе (районе, территории) для обслуживания и ремонта легковых автомобилей имеется ряд СТО. Требуется провести оценку целесообразности создания в этом же регионе (районе, территории) еще одной СТО, определить ее мощность, а затем размеры при условии, что для проектируемой СТО (в настоящий момент и на перспективу) будет обеспечен спрос клиентуры на услуги автосервиса. Поэтому обоснование в КП направлено на определение, оценку и прогнозирование спроса на услуги автосервиса в данном регионе, на базе которых впоследующем определяется тип, мощность и размер проектируемой СТО.
В КП обоснование спроса на услуги автосервиса включает следующие основные этапы.
1-й этап. Определение основных показателей, характеризующих потребность региона в услугах автосервиса
На основании исходных данных (численности жителей региона, насыщенности населения легковыми автомобилями, динамики их изменения и др.) на текущий момент и перспективу определяются следующие показатели:
|
|
количество легковых автомобилей в регионе;
средневзвешенные годовые пробеги автомобилей (по моделям);
средневзвешенная наработка (в тыс. км) на один заезд автомобиля на СТО;
годовое число заездов автомобилей региона на СТО.
2-й этап. Оценка спроса на услуги автосервиса в регионе
Решение этой задачи обычно базируется на экспертной оценке и статистических данных об СТО региона. В данном случае используются результаты мнения экспертов, выдаваемые руководителем КП, на основе которых производится оценка спроса на текущий момент и перспективу.
3-й этап. Прогнозирование динамики изменения спроса на услуги автосервиса в регионе
На основе данных о спросе на текущий момент и перспективу производится расчет динамики изменения спроса, оценка перспектив развития сети СТО в рассматриваемом регионе. В результате расчетов определяются:
прогнозируемая динамика изменения спроса на услуги;
среднее значение прогнозируемого спроса по СТО региона и его рассеивание;
общее возможное количество удовлетворенных заездов на существующие СТО региона с учетом их развития;
дополнительный спрос на услуги на момент запуска проектируемой СТО;
анализ перспективы развития сети СТО в регионе.
4-й этап. Прогнозирование спроса на услуги автосервиса для проектируемой СТО
На основе данных о спросе, полученных в 3-м этапе, производится расчет (прогноз) количества заездов на проектируемую СТО, количество условно тяготеющих к СТО автомобилей (в целом и по маркам автомобилей).
Ниже в подразделах 3.1.1-3.1.5 приведена методика разработки вышеуказанных этапов обоснования на конкретном примере.