Специфика курсовых работ на младших курсах

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ НАУЧНЫХ РАБОТ

Методические рекомендации для студентов

психолого-социального факультета РГМУ

по специальностям 030302 «клиническая психология»

Москва 2010

УТВЕРЖДАЮ

Методическое пособие составлено на основе нормативных документов Министерства образования и науки РФ и приказов. Методическое пособие рекомендовано к изданию Ученым советом ЦМС РГМУ 00.00.2009 (протокол № ____)

Авторы:

кандидат психологических наук, доцент Чернов Д.Н.

кандидат психологических наук, доцент Чебакова Ю.В.

кандидат психологических наук, старший преподаватель Казарян М.Ю.

старший преподаватель Паршуков А.Ю.

ассистент Попова Л.А.

Общая редакция:

Паршуков А.Ю.

Российский государственный медицинский университет

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 6

1.1. Дипломная работа. 6

1.2. Курсовая работа. 7

1.2.1. Специфика курсовых работ на младших курсах. 7

1.2.2. Специфика преддипломной работы.. 8

1.3. Функции научного руководителя. 8

2. Общие требования к оформлению квалификационных научных работ. 10

2.1. Общий объем работы.. 10

2.2. Формат печати. 10

2.3. Нумерация страниц. 10

2.4. Стилистика. 10

2.5. Представление иллюстративного материала. 11

2.5.1. Оформление таблиц. 13

2.6. Цитирование. 13

2.7. Типовая структура научной работы.. 14

2.8. Рубрикация. 15

3. Оформление и содержание различных структурных частей квалификационных научных работ. 16

3.1. Оформление титульного листа. 16

3.2. Оформление содержания. 16

3.3. Оформление и содержание введения. 16

3.3.1. Оформление введения. 17

3.3.2. Содержание введения. 17

3.3.2.1. Актуальность исследования. 17

3.3.2.2. Цель исследования. 18

3.3.2.3. Объект и предмет исследования. 18

3.3.2.4. Гипотеза. 19

3.3.2.5. Задачи, методы и методики. 21

3.3.2.6. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость. 22

3.3.2.7. Теоретико-методологическая основа исследования. 23

3.4. Оформление и содержание литературного обзора. 24

3.4.1. Оформление литературного обзора. 24

3.4.2. Содержание обзора литературы по проблеме исследования. 24

3.5. Оформление и содержание постановки проблемы исследования и описания его программы.. 25

3.5.1. Оформление постановки проблемы исследования и описания его программы 26

3.5.2. Содержание постановки проблемы исследования и описания программы исследования. 26

3.6. Оформление и содержание эмпирической главы исследования. 26

3.6.1. Оформление и содержание описания методов и методик исследования 27

3.6.1.1. Оформление описания методов и методик исследования. 27

3.6.1.2. Содержание описания методов и методик исследования. 27

3.6.2. Оформление и содержание клинико-психологических характеристик выборки. 29

3.6.2.1. Оформление клинико-психологических характеристик выборки. 29

3.6.2.2. Содержание клинико-психологических характеристик выборки 29

3.6.3. Оформление и содержание описания результатов исследования. 30

3.6.3.1. Оформление описания результатов исследования. 30

3.6.3.2. Содержание описания результатов исследования. 31

3.6.4. Оформление и содержание анализа и обсуждения результатов. 31

3.6.4.1. Оформление анализа и обсуждения результатов. 31

3.6.4.2. Содержание анализа и обсуждения результатов. 31

3.7. Оформление и содержание выводов по работе и заключения. 32

3.7.1. Оформление выводов по работе и заключения. 32

3.7.2. Содержание выводов по работе и заключения. 32

3.8. Оформление и содержание библиографического списка. 33

3.9. Оформление и содержание приложений. 37

3.9.1. Оформление приложений. 37

3.9.2. Содержание приложений. 38

4. Рекомендации по выполнению квалификационной научной работы.. 39

4.1. Процесс подготовки и написания квалификационной научной работы 39

4.2. Временной план выполнения научной работы.. 41

4.2.1. Временной план научной работы студентов 1-2 курса. 41

4.2.2. Временной план научной работы студентов 3 курса. 42

4.2.3. Временной план подготовки и написания преддипломной работы 42

4.2.4. Временной план подготовки и написания дипломной работы.. 43

5. Порядок аттестации квалификационной научной работы.. 44

5.1. Порядок утверждения темы квалификационной научной работы и оформления научного руководства. 44

5.2. Порядок промежуточного контроля за выполнением квалификационной научной работы.. 45

5.3. Порядок отказа от научного руководства квалификационной работы.. 45

5.4. Порядок предзащиты дипломной работы.. 45

5.5. Порядок представления квалификационной научной работы на аттестацию 46

5.6. Порядок аттестации квалификационной научной работы.. 47

5.6.1. Порядок публичной защиты квалификационной научной работы.. 47

5.7. Оценка квалификационных научных работ студентов. 48

5.7.1. Требования по оформлению квалификационных научных работ. 48

5.7.2. Требования к содержанию квалификационных научных работ. 49

5.7.3. Критерии оценки квалификационных научных работ. 50

5.7.4. Условия допуска к защите квалификационных научных работ студентов 55

5.7.5. Критерии неудовлетворительной оценки квалификационных научных работ студентов. 55

5.7.6. Критерии удовлетворительной оценки квалификационных научных работ студентов. 55

5.7.7. Критерии хорошей оценки квалификационных научных работ студентов 55

5.7.8. Критерии отличной оценки квалификационных научных работ студентов 55

6. Приложения. 56

Общие положения

Дипломная работа

Дипломная работа является итоговой квалификационной научной работой[1], в которой содержится решение задачи, имеющей значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные разработки, обеспечивающие решение прикладных задач[2].

В дипломной работе должна содержаться совокупность новых научных и/или практических результатов и положений, выдвигаемых для публичной защиты. Как научная работа она должна иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе ее автора в науку.

Новые решения, предложенные автором, должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с известными решениями. В дипломных работах, имеющих прикладное значение, должны приводиться сведения о практической значимости (или использовании) полученных автором научных результатов, а в работах, имеющих теоретическое значение, – рекомендации по использованию научных выводов.

Выносимая на защиту работа должна представлять научную информацию в наиболее полном виде: детально описывая методику исследования и фактический материал, включая подробные обоснования, широкие исторические экскурсы и параллели.

Основой содержания итоговой (дипломной) работы должен быть материал, включающий описание новых фактов, явлений и закономерностей и/или обобщение ранее известных сведений в новом научном аспекте. Такой материал может содержать дискуссионные вопросы, связанные с пересмотром существующих взглядов и представлений.

На дипломную работу распространяются общие требования научной этики, новизны, обоснованности выводов, методической адекватности, воспроизводимости результатов и т.д.

Главная цель дипломной работы – продемонстрировать умение автора обосновать актуальность проведенного исследования, правильность выбранного подхода к решению проблемы, адекватность применяемых методов и способов проверки выдвинутых гипотез, достоверность первичных данных, логическую и статистическую корректность интерпретации полученных результатов, закономерностей и выводов.

Квалификационная значимость дипломной работы студента определяется, в первую очередь, тем, в какой степени студент научился самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность на всех ее этапах – от планирования научного исследования, его организационно-методической подготовки и выполнения, до представления результатов в виде самостоятельной научной работы.

Курсовая работа

Специфика курсовых работ определяется тремя факторами:

1) объемом специальных знаний, полученных студентами в ходе изучения академических предметов;

2) навыками и умениями самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

3) навыками и умениями письменной научной речи.

Поскольку студенты младших курсов еще не обладают достаточным объемом знаний по своей специальности, не имеют необходимых навыков критического анализа специальной литературы и обобщения научной информации, и практически не знакомы с нормативами планирования и проведения психологических исследований, написание курсовых работ на младших курсах преследует в большей степени не научные, а учебные цели. Именно на младших курсах студенты учатся писать научные работы.

Написание преддипломной работы напротив преследует преимущественно научные цели. Преддипломная работа является квалификационной научной работой, в которой содержится решение научной или прикладной задачи, имеющей значение для соответствующей отрасли знаний, или предложен подход к решению такой задачи, разработан, соответствующий данному подходу, дизайн эмпирического исследования и осуществлена его апробация.

Специфика курсовых работ на младших курсах

При подготовке студентов по программе специалистов (обучение в течение 5 лет) в зависимости от курса обучения рекомендуется ориентироваться на следующие цели написания квалификационных работ:

Курс

Целью и спецификой квалификационной работы первого и второго курса является освоение нормативов письменной научной речи и формирование собственного писательского стиля, обучение работать с литературой, отделять в научных работах главное от второстепенного, сравнивать различные точки зрения и оценивать их соответствие эмпирическим фактам, излагать основные идеи авторов своими словами, выносить собственные критические суждения и делать обобщающие выводы.

Формой исполнения курсовой работы 1 курса выступает обзор с элементами анализа.

Курс

Целью и спецификой квалификационной работы второго курса является закрепление навыков и умений написания научных трудов и работы с научной литературой, обучение самостоятельному поиску разнообразной литературы (классических и современных монографий, статей и др.), отвечающей теме исследования и достаточной для ее раскрытия.

Формой исполнения курсовой работы 2 курса выступает аналитический обзор по теме исследования.

Курс

Целью и спецификой квалификационной работы третьего курса является обучение выявлять научную проблему, выдвигать теоретические гипотезы. На данном этапе приобретаются умения описывать, сопоставлять и критически оценивать результаты уже проведенных эмпирических исследований, обосновывать теоретическую новизну, теоретическую значимость, гипотезы и научные задачи планируемого собственного исследования. На третьем курсе в работе необходимо отразить собственную позицию, выдвинуть авторские теоретические предложения и предложить проект эмпирической реализации ее решения (возможно построение собственной теоретической модели), что выражается в умении выстраивать постановку проблемы исследования и обосновывать дизайн эмпирического исследования.

Формой исполнения курсовой работы 3 курса выступает аналитический обзор с постановкой теоретической проблемы исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: