double arrow

II. ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА

Обсуждая совместно с пациентом результаты первичной оценки, можно выяснить, каким образом проблемы, связанные с общением, влияют на удовлетворение остальных фундаментальных потребностей.

Процесс общения важен независимо от того, где находится пациент (дома, в лечебном учреждении). Особенно он необходим для детей, для людей, имеющих трудности с обучением или проблемы в сфере психического здоровья.

В стационаре общение — единственное средство, с помощью которого человек получает информацию о своем состоянии, рассказывает персоналу о проблемах, общается с родственниками и другими пациентами.

В высокоразвитых странах многие пациенты дают высокую оценку эффективности общения с сестринским персоналом. Однако существует три группы факторов, при которых могут возникнуть проблемы при общении:

  1. изменение состояния зависимости \ независимости;
  2. изменение окружающей среды и привычного ритма жизни;
  3. боль.

Изменение состояния зависимости/независимости:

Проблемы зависимости могут возникать в любом возрасте (в том числе вследствие врожденного заболевания), иногда внезапно (например, травма спинного мозга, инсульт), иногда постепенно (например, потеря друзей, близких).

Затруднения, вызываемые заболеванием, могут быть частичными или полными, обратимыми и необратимыми.

Понимая это, сестра, работая в сотрудничестве с другими медицинскими и социальными работниками, должна помочь пациенту максимально реализовать его потенциальные возможности общения.

Проблемы, связанные с познавательной способностью:

дети, не способные к обучению из-за врожденных заболеваний, часто не имеют достаточных познавательных способностей для вербальной (речевой) формы общения, и поэтому еще более отстают в развитии. Однако часть детей в результате кропотливого обучения может научиться реагировать на такие простые словесные послания, как приветствие или наставление, некоторые из них в состоянии даже научиться говорить.

Невербальное общение для них имеет более важное значение, чем это принято считать. Игры, прикосновение, жесты, мимика, поглаживание помогают им достичь оптимального уровня общения.

Ребенок, страдающий аутизмом, повторяет только ограниченные, повторяющиеся по характеру стереотипы поведения, а потому человеческий мир и общение с другими людьми часто для него «непредсказуемы, непонятны и угрожающи. Обучение таких детей требует специальной подготовки.

Нарушение познавательной способности часто следствие заболевания или несчастного случая. Так как ранее, до этого события, общение не являлось для человека проблемой, такая неожиданная утрата познавательной способности может повлечь значительные изменения в образе жизни (потеря работы, привычного дохода, утрата чувства собственного достоинства). Оценивал состояние пациента, сестра должна выяснить, насколько полно он осознает происходящее, как он переносит случившееся. Такие пациенты нуждаются в беседах о том, что означают эти изменения; будут ли они способны общаться на таком уровне, чтобы продолжить прежнюю работу или проводить свой привычный досуг. Если пациент не осознает своей несостоятельности, не следует в этом убеждать его, напротив, надо высказать положительные замечания — это поможет сохранить ему чувство собственного достоинства.

Ухудшение познавательных способностей и памяти — основные признаки болезни Альцгеймера. Это заболевание может начинаться у людей в возрасте старше 50 лет и довольно часто является одной из распространенных причин слабоумия. Болезнь Альцгеймера создает проблемы, связанные с общением и практически по всем фундаментальным потребностям как для самого пациента, так и для всего персонала, осуществляющего уход. В преклонном возрасте в связи с атеросклеротическими изменениямив сосудах головного мозга также наблюдаются потеря памяти и снижение познавательной способности, создающие проблемы при общении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: