double arrow

Кинесика


Кинесика представляет собой совокупность жес­тов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. «Кин» — мельчайшая единица движения тела человека, считывая которую можно интерпретировать передаваемые через жесты и другие движения сообщения.Поведение человека складывается из «кинем» так же, как человеческая речь из последовательности слов, предложений, фраз.

Кинемы выполняют роль дополнения или замещения речевых сообщений. Кинесика включает зритель­но воспринимаемые движения, выполняющие регулятивную фун­кцию в общении. Это не только движения лица и тела, но и оформ­ление внешности, походка, почерк и др. Элементами кинесики принято считать жесты, мимику, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение (например, зевота, потяги­вание, расслабление и др.), так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак как знак победы и т.п.).

Жесты представляют собой различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие его отношение непосредственно к собесед­нику, к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека.Большинст­во людей во время общения использует руки, чтобы подчеркнуть или выделить наиболее важные места в разговоре, указать на предметы или людей, выразить мысль жестом и проиллюстриро­вать свое высказывание. По мнению исследователей, жест несет информацию не только о психическом состоянии человека, но и об интенсивности его переживаний. Считается, что жесты имеют социальное происхождение, поэтому межкультурные различия проявляются в них особенно ярко.




Например, выражая свое одобрение в общественных мес­тах, немцы не аплодируют, как это принято в культурах других народов, а стучат костяшками пальцев по крышке стола, свистят или кричат. При счете они не загибают, а, наоборот, разгибают пальцы, сжатые в кулак.

В различных культурах по-разному принято привлекать к себе внимание официанта. В США это делается поднятым указа­тельным пальцем, легким движением руки, словами «официант» или «извините». В Европе для этого слегка постукивают ложкой или кольцом по стакану. На Ближнем Востоке принято хлопать в ладоши. В Японии приподнимают руку ладонью вниз, слегка ше­веля пальцами, а в Испании и Латинской Америке — ладонью вверх, быстро сжимая и разжимая пальцы.

Используемые во всех культурах жесты можно условно разде­лить на произвольные и непроизвольные, культурно обусловлен­ные и физиологические. Так, почесывание или потирание рук, верчение карандаша в руках может быть отнесено только к фи­зиологическим жестам. Это так называемые жесты-адапторы — движения рук, ориентированные на себя или на использование физических объектов. Но большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорный харак­тер.



Их можно классифицировать следующим образом:

- иллюстраторы — описательно-изобразительные и выразитель­ные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста те­ряющие смысл. Эти жесты сопровождают идущий в данный момент разговор, более подробно раскрывая его содержание. Так, иллюстраторы имеют свойство усиливаться, когда увеличива­ется энтузиазм говорящего или когда ему кажется, что слушаю­щий это не понимает;

- конвенциональные жесты, или эмблемы, они используются при приветствии или прощании, приглашении, запрещении, оскорблении и т.п. Они могут быть прямо переведены в слова, употребляются сознательно и являются условными движения­ми. Часто их применяют вместо слов, которые неловко выска­зать вслух, поэтому все неприличные жесты попадают в эту ка­тегорию;

- модальные жесты — жесты одобрения, неудовольствия, иро­нии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, разду­мья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавлен­ности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удив­ления. Они выражают эмоциональное состояние человека, его оценку окружающего, отношение к предметам и людям, сиг­нализируют об изменении активности субъекта в ходе комму­никации;



- жесты, используемые в различных ритуалах (христиане крестят­ся, мусульмане в конце молитвы проводят двумя ладонями по лицу сверху вниз и др.).

Поскольку все эти жесты культурно обусловлены, в разных культурах одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение, что зачастую создает много проблем в межкультурной коммуникации. Особенно разнообразным является жест привет­ствия, который в различных культурах может выражаться покло­ном, поднятием бровей, кивком головы, ударом руки, поцелуем, объятием, слезами, биением черепа до крови и т.д.

Например, для нас привычно при приветствии помахать рукой из стороны в сторону. На индонезийском острове Бали двое влюбленных могут приветствовать друг друга тяжелым ды­ханием в виде дружеского сопения. Жители Бирмы, Монголии и Лапландии в качестве приветствия традиционно обнюхивают друг друга. Эскимосы приветствуют незнакомцев ударом кулака по голове или плечу. Жители Амазонии свое приветствие выра­жают взаимным похлопыванием по спине, а полинезийцы об­нимают и потирают спину собеседника. В районе островов Торреса для приветствия необходимо изогнуть правую руку в форме Крюка, затем почесывать ладони друг другу, повторяя это не­сколько раз.

Практически во всем мире получил широкое распространение жест, который в русской культуре называется «фига». В зависимости от при­надлежности к той или иной культуре он расценивается как шуточный жест, как жест-издевка, как защитительный знак (от «дурного глаза»), как символ плодородия, как непристойное приглашение к сексуаль­ным отношениям, какжест понимания между влюбленными, как знак величайшего презрения и т.д. Даже в настоящее время в Италии, Сер­бии, Англии, Шотландии верят в оберегающую силу фиги. Привер­женцы религиозного культа Макумба в Южной Америке (прежде все­го, в Бразилии) носят по этой причине изображение фиги в качестве брелока на шее.

При контактах с представителями других культур во многих ситуациях возникает впечатление, что люди ведут себя неестест­венно.

Например, если мы говорим о себе и показываем при этом пальцем на свою грудь, то этот жест покажется японцам стран­ным, так как в таких случаях они прикасаются пальцем к носу. Только в XX в. рукопожатие стало приемлемым во всем мире. В прошлом такой прямой физический контакт считался непри­личным во многих культурах. Китайцы и в настоящее время ста­раются избегать телесных контактов с незнакомцами. Для них крепкое рукопожатие так же непринято, как для европейцев и американцев похлопывание по плечу (для «западника» это озна­чает «будь здоров»).

Жесты и телодвижения зачастую свидетельствуют о принад­лежности человека к какой-либо культуре, даже если он в совер­шенстве владеет иностранным языком. Например: существует немало анек­дотов о том, каким образом обнаруживают себя американские и русские шпионы. Американца легко узнать по специфической манере сидеть, положив лодыжку одной ноги на колено другой, откинувшись на стуле и заложив руки за голову. Русских же под­водит традиционная привычка пить чай, не вынимая ложки из стакана.

Поза является весьма значимой формой невербальной ком­муникации. Поза — положение человеческого тела, которое принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, по­этому она говорит об истинном состоянии человека больше, чем выражение его лица. Дело в том, что человека с раннего детства обычно учат владеть своим лицом при выражении каких-либо чувств, но не обучают сознательно управлять положением свое­го тела, и поэтому именно поза может рассказать нам о настоя­щих переживаниях людей и их истинном отношении к окружа­ющим. Наблюдение за позами дает значимую информацию о со­стоянии человека — напряжен он или раскован, настроен на неторопливую беседу или ждет окончания общения. Любое из­менение указывает на изменение отношений между участника­ми общения.

Специалистам известно около 1000 различных устойчивых положений, которые способно принимать человеческое тело.

В коммуникативистике при общении принято выделять три группы поз:

- включение или исключение из ситуации общения (открытость или закрытость для контакта).При готовности к общению человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище на­клонено вперед. Закрытость достигается скрещиванием на гру­ди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими коле­но в позе «нога на ногу», отклонением спины назад и др.;

- доминирование или зависимость. Доминирование проявляется в «нависании» над партнером, похлопывании его по плечу, руке, лежащей на плече собеседника, зависимость — во взгляде снизу вверх, сутулости;

- противостояние или гармония. Противостояние проявляется в следующей позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки на боках. Гармоничная поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и свободна.

Как и другие элементы невербальной коммуникации, позы различаются не только в разных культурах, но и в рамках одной культуры в социальных и половозрастных группах.

Например, почти все западные люди сидят на стуле, поло­жив ногу на ногу. Но если европеец, находясь в Таиланде, сядет так и направит подошву ботинок на тайца, тот почувствует себя униженным и обиженным, а арабский партнер воспримет это как глубокое оскорбление потому, что тайцы и арабы считают ногу самым неприятной и «низкой» частью тела. Североамери­канский студент может сидеть перед профессором так, как ему удобно, принять расслабленную позу, одну ногу закинуть на другую, поскольку такая поза не является в США каким-то осо­бым индикатором отношений. Но в европейских культурах такая поза предполагает социальное равенство партнеров по ком­муникации.

Телодвижения помогают человеку выражать свои чувства и на­мерения. Так, человек проявляет по отношению к своему собе­седнику большую открытость, если стоит к нему лицом, а не бо­ком. Неприязнь у сидящего человека проявляется в напряжении тела, и, наоборот, расслабление тела и наклон вперед выражают симпатию.

В процессе коммуникации телодвижения могут также исполь­зоваться для выражения желания закончить или начать разговор.

Например, в американской культуре применяется несколь­ко жестов, когда есть желание поменять тему разговора, выска­заться самому или закончить беседу: наклониться вперед; пере­стать смотреть собеседнику в глаза; поменять позу; часто кивать головой; касаться обеими ногами пола. Эти тонкие намеки име­ют, как правило, практический эффект и меняют характер обще­ния. Представьте себе человека, который стоит, скрестив руки, постоянно смотрит на часы, постукивает ногой по полу и не смотрит вам в глаза. Эти сигналы обычно говорят о том, что ему надо уходить.

Ошибочное употребление жестов может привести к серьез­ным недоразумениям. Например, широко известен случай, про­исшедший с одним американским политиком в одной из стран Латинской Америки. В своих речах он постоянно подчеркивал, что США хотят оказать помощь этой стране, демонстрировал свое дружелюбие и расположение окружающим. Однако его по­ездка не увенчалась успехом. Самой большой ошибкой политика было то, что, сходя с трапа самолета, он продемонстрировал всем Известный американский жест — ОК. Но в Латинской Америке этот жест считается неприличным.

Несмотря на наличие общечеловеческих жестов, было бы на­ивно полагать, будто они совершенно одинаковы у всех народов и поэтому понятны без специального обучения. Один и тот же жест, одно и то же выразительное движение у разных народов мо­жет означать различные вещи. Причина этого заключается в том, что сходные жесты воспринимаются по-разному в зависимости от того, где в данный момент находится воспринимающий.

Например, когда шведский студент, обучающийся в Моск­ве, хотел доехать до своего института, он встал на обочине дороги и поднял вверх большой палец сжатой в кулак руки. Таким жес­том он пытался остановить попутную машину. Но он не знал, что в русской культуре этот жест означает одобрение. Водители при­нимали к сведению высокую оценку их мастерства и проезжали мимо.

Но если попытаться вникнуть в значения и интерпретации этого жеста в других культурах, то следует отметить, что в англоя­зычных странах поднятый вверх палец имеет три значения. В пер­вом он используется при «голосовании» на дороге, т.е. при по­пытке остановить попутную машину. Во втором значении жест интерпретируется как «все в порядке». В третьем, когда большой палец резко выбрасывается вверх, этот жест означает нецензур­ное ругательство. В некоторых странах, в частности в Греции, он означает «заткнись».

Мимика представляет собой все изменения выражения лица че­ловека, которые можно наблюдать в процессе общения. Она явля­ется важнейшим элементом невербальной коммуникации, по­скольку помогает человеку излагать свои мысли полнее, точнее, понятнее для слушателя, передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит. Именно мимика позволяет вы­разить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев, удивление, страх и презрение. Считается, что в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20 000 смыслов. Лучше всего исследована улыбка, с помощью которой можно передать симпатию к своему собесед­нику или снисхождение к нему, свое хорошее настроение или иронию по отношению к партнеру, а также просто показать хо­рошее воспитание.

Мимика складывается из спонтанных и произвольных мими­ческих реакций. Развитие мимики стало возможным потому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. В связи с этим осознанный контроль над выражением лица позволяет нам усиливать, сдерживать или скрывать переживае­мые эмоции. Поэтому при интерпретации мимики особое вни­мание следует обращать на ее согласованность со словесными высказываниями. Пока между мимикой и словами есть согласованность, мы обычно не воспринимаем ее отдельно. Когда несогласованность становится достаточно сильной, это сразу же ста­новится понятным даже неопытному человеку.

Для усиления эмоций мы делаем нашу мимику более вырази­тельной и точной в соответствии с характером и содержанием процесса коммуникации. Так, мы можем несколько преувели­чить свою радость, получая подарок, или свое огорчение, нака­зывая ребенка. Однако различные формы проявления человече­ских эмоций нередко имеют специфический характер для разных культур.

Например, смех и улыбка во всех западных культурах ассо­циируются с шуткой и радостью. Типичная «улыбчивость» азиа­тов может быть одновременно как выражением положительных эмоций (симпатии, радости и т.д.), так и способом скрыть нега­тивные эмоции (недовольство, растерянность, удивление и т.д.). В Японии смех является признаком смущения и неуверенности, поэтому иногда возникают ситуации непонимания, когда евро­пеец сердится, а японский партнер, смущаясь, улыбается. Если европеец не знает такой особенности японской культуры, то его гнев увеличивается, так как он может подумать, что над ним сме­ются.

Достаточно часто мы попадаем в ситуации, когда нам прихо­дится сдерживать свои эмоции, чтобы не обидеть или не оскор­бить своих близких или знакомых. При этом решающим факто­ром оказываются культурные традиции. Если в соответствии с нормами данной культуры мужчина не должен публично прояв­лять страх или открыто плакать, ему придется сдерживать свои эмоции, иначе он будет осужден общественным мнением.

Несмотря на то, что каждый человек является опытным интер­претатором мимических реакций других людей, его выводы зави­сят от множества субъективных причин. Кто-то может долго не замечать явного выражения лица своего партнера, другой, напро­тив, видит только те знаки, которые подтверждают его установку и прогноз в отношении ситуации, третий замечает только те эмо­ции, которые характерны для него самого, не воспринимая все чуждое. Разные люди в различной степени способны контролировать свою мимику, но всем нам приходится учиться это делать, а также интерпретировать мимику других людей.

Хотя многие исследователи согласны с тем, что представите­ли разных культур одинаково реагируют на некоторые раздражи­тели, но только печаль, счастье и отвращение проявляются оди­наково всеми людьми, а прочие эмоции могут выражаться по-разному.







Сейчас читают про: