Рекомендации для обучения навыкам общения

  • Слушание и проявление внимания: оказывать человеку внимание и избегать привычки судить о «правильности» и «неправильности» того, что говорится, — слушать без вынесения окончательного приговора («не быть истиной в последней инстанции»).
  • Использование открытых вопросов: начинать разговор со слов «что», «как», «когда», или «где», которые облегчают задачу подробного изложения всех проблем и исключают однозначный ответ «да», «нет».
  • Выражение мыслей и чувств: с пониманием относиться к высказыванию пациента по поводу тех или иных утверждений или эмоций.
  • Подведение итогов: проанализировать различные (несопоставимые) факты беседы и помочь человеку организовать свои мысли; закончить беседу так, чтобы пациент видел вашу заинтересованность по другим его тревогам и беспокойствам.
  • Проверка понимания: для понимания смысла сказанного задать, например, такие вопросы: «Если я правильно поняла, вы говорите...», или «Вы, кажется, говорите, что...».
  • Любой совет пациенту или его родственникам — это только рекомендация. Пациент (родственник) принимает решение самостоятельно, рассматривая несколько вариантов.

Основная функция сестры, как говорилось ранее, — непрерывное оказание пациенту моральной поддержки и других форм помощи. Семья, друзья и знакомые совместными усилиями могут оказать эффективную помощь пациенту, даже если прогресс идет очень медленно.

Осуществляя уход за пациентом с моторной афазией, важно обратить внимание на то, удается ли пациенту произносить слова, В данном случае логопед занимается восстановлением речи, а сестра стимулирует пациента к этому действию: учит произносить вначале слоги, а затем отдельные слова, потом короткие предложения и т.д. Когда человек не может говорить, это вызывает у него раздражение, разочарование, а иногда и крушение всех надежд, особенно если ни сестра, ни родственники не представляют себе сущности расстройства речи и говорят с человеком как с ребенком.

При уходе за пациентом с сенсорной афазией его учат связывать слова с конкретнымипредметами (зубная щетка, зубная паста, чашка, тарелка и т.п.). Их полезно держать поблизости, чтобы сестра могла повторять «уроки» при любом удобном случае.

долговременное нарушение слуха не лишает пациента возможности оставаться полноправной и полноценной личностью. В данном случае следует чаще использовать невербальные способы общения. У таких пациентов обычно не утрачена познавательная способность и способность говорить, поэтому он постепенно начинает «читать» по губам. Чтобы облегчить ему это «чтение», он должен видеть лицо сестры.

На практике использовать язык жестов и мимики удобнее, чем писать какие-то фразы. Тем более что страдающий человек по-прежнему может нормально отвечать собеседнику. При известном терпении, доброте и юморе проблемы общения могут быть сведены к минимуму или преодолены полностью.

Если у пациента есть минимальная возможность слышать, то увеличить эту способность иногда можно с помощью слухового аппарата. Однако следует знать, что такое устройство усиливает весь спектр звуков, а они могут раздражать пациента, пока он не научится «отфильтровывать» их. Требуется приложить много усилий и терпения, чтобы научить его пользоваться слуховым аппаратом.

Уход за людьми с внезапным ухудшением зрения требует от сестры знаний о том, через какие психологические проблемы (стадии) проходит человек. У таких людей по-прежнему сохраняется зрительная память на цвет, форму, размер, поэтому сестра, родственники воссоздают в памяти человека образы окружающей обстановки, если будут подробно описывать то, что происходит вокруг, акцентируя внимание на особенностях объектов.

Описание событий особенно важно для пациента, если ему предстоит какая-нибудь процедура. Он обязательно должен знать, что его ожидает.

Полезно сделать то же и при обычных повседневных занятиях, например, приеме пищи. Рекомендуется описать содержимое блюда на тарелке (или подносе), используя зрительный образ. Для человека с внезапным нарушения зрения важно, чтобы сестра подавала знак о своем приближении, прежде, чем прикоснуться к нему. Сестра должна говорить обычным голосом, поскольку неожиданная громкая речь может испугать человека.

Людям с плохим зрением приходится сталкиваться со множеством неудобств.

Для обучения, например, они используют специальные книги с особым шрифтом Брайля (изобретен в 1824 г.), а также магнитофон и компьютер.

Помогая людям, имеющим проблемы с передвижением, например, при гемиплегии или параплегии, сестра должна помочь пациенту пережить несколько эмоциональных стадийпотери. Сестра должна распознать печаль и депрессию и поступить так, как она считает целесообразным. При общении с пациентом сестра не должна находиться на стороне опущенного века, иначе пациент не сможет максимально использовать зрительный канал для общения.

Какой бы степени ограничения подвижности не наблюдались у пациента, действия сестры должны быть направлены на то, чтобы убедить пациента научиться заново управлять парализованными мышцами. Таким образом может улучшиться удовлетворение идругих фундаментальных потребностей.

Человек с тетраплегией находится, как правило, в постели, либо в инвалидной коляске. Уровень его глаз находится на уровне пояса большинства людей. Задача сестры помочь ему восстановить зрительный контакт на одном уровне, чтобы пациент не испытывал ощущения, что с ним говорят, глядя на него сверху вниз.

Пациенты с тетраплегией, не имея возможности общаться е помощью устной речи и написать слова рукой, часто учатся писать, удерживая авторучку во рту. Иногда они даже рисуют картины. Сегодня они могут осуществлять общение благодаря компьютеру.

для пациента в коме полностью отсутствует возможность общения. Но в то же время манера общения сестры с пациентом, ее внимание и забота при гигиенических процедурах пациенту, находящемуся без сознания, являются очень важным обстоятельством. Постоянное воздействие знакомого голоса или повторение знакомой мелодии может вызвать со временем определенную реакцию у пациента и помочь ему в восстановлении.

В реальности пациенту иногда приходится приспосабливаться одновременно к изменению нескольких способов общения. Например, пациент с правосторонней гемиплегией (при поражении у него доминирующего полушария) имеет как моторную, так и сенсорную афазию. Если пациент еще и престарелый, с ослабленным зрением и слухом, помощь в поддержании жизнедеятельности через общение является проблемой огромной сложности. Прежде всего, сестра обеспечивает этому пациенту возможность пользоваться привычными приспособлениями (очки, линзы, слуховой аппарат). Пациенты часто сами проявляют интерес к разговорам на разные темы, что является для сестры лучшим способом установить с ними доверительные отношения.) Однако сестра должна планировать и целенаправленное общение.

При экстренном поступлении в стационар пациента, находящегося в тяжелом состоянии, главное для сестры — оказать ему помощь в восстановлении способности проявлять всю полноту жизнедеятельности. В первую очередь ему сообщают только необходимую информацию, что он находится в лете6ном учреждении, родственники поставлены в известность, как он может вызвать сестру и т.п. По мере улучшения состояния между сестрой и пациентом может начаться постепенный и более полный обмен информацией.

При поступлении пациента в стационар в плановом порядке сестра должна познакомить его с людьми, находящимися с ним рядом. Человек, испытывающий беспокойство, даже если он достаточно понятлив, не может сразу запомнить много сведений. Поэтому сестра сообщает только ту информацию, которая необходима на ближайшие сутки.

Знакомство сестры и пациента. Сестра представляется пациенту по имени (и отчеству) даже в том случае, если она носит табличку с указанием Ф.И.О. и должности, но нужно учесть, что пациент может носить бифокальные очки, и ему трудно прочитать текст на табличке. Сестре следует обращать внимание на любые признаки, свидетельствующие о плохом зрении пациента. Чрезвычайно важно, чтобы сестры обращались к пациентам так, как они того просят.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: