1. Грачев М.В. Суперкадры. – М.: Дело, 1993.
2. Дункан У.Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. – М.: Дело, 1996.
3. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. – М.: ЮНИТИ, 1999.
4. Оучи У. Методы организации производства (японский и американский подходы). – М.: Экономика, 1984.
5. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. – М.: Прогресс, 1986.
6. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб., 2001.
7. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. – М., 1997.
8. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2-х т. – М.: Гуманит. Центр «ВЛАДОС», 2002.
9. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1998.
10. Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. – М.: Экономика, 1980.
11. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. – М.: Наука, 1992.
12. Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. – М.: Экономика, 1990.
|
|
13. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М.: Норма, 1998
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. Организационное поведение и менеджмент
Предмет и цели организационного поведения. Организационное поведение и поведенческие роли менеджера. История и четыре этапа развития организационного поведения. Этапы развития организационного поведения и эволюция понимания путей, ведущих к эффективности организации. Этапы развития организационного поведения и изменение представлений о субъектах стимулирования. Организационное поведение и другие дисциплины в образовании менеджера.
Основная литература: [1: 10-20]; [2, 2-9]; [3: 3-26].
Дополнительная литература: [2]; [5].
Вопросы для самоконтроля
1. Что изучает организационное поведение?
2. Какие цели ставятся при изучении организационного поведения?
3. Сходства и отличия организационного поведения от других дисциплин.
4. Линейный менеджер, офис-менеджер, управляющий вообще. Укажите сходства и отличия.
5. Определите 4 этапа в развитии организационного поведения по преемственности и тому вкладу, который вносит каждый последующий этап в представления об организационном поведении.
6. Как понимались пути, ведущие к эффективности организации в разные этапы развития организационного поведения?
7. К какому этапу Вы бы отнесли управление и рабочую обстановку в вашей организации на сегодняшний день и почему?
Тема 2. Организационные структуры, процессы, поведение
и эффективность организации
Структуры и функции организации, их классификация. Понятие организационной структуры и его составляющие. Субъектно-предметные и субъектно-субъектные отношения. Функции организации и их соотношение со структурами. Основные и главные функции организации. Типы структур (структурных модулей) и принципы их выделения в организации. Функции и процессы. Процессы, операции и процедуры. Принципы системной двойственности. Натуральное и рациональное, техническое и социальное, закрытость и открытость, формальное и неформальное в организационной системе. Многомерность структуры и процессов организаций. Микро-, мезо- и макроизмерение организации и ее структуры. Микро-, мезо- и макроуровни организационного поведения. Ситуационный принцип. Эффективность организации и организационное поведение. Критерии эффективности организации. Системный (функциональный) и целевой подходы к оцениванию эффективности. Цели организации, их соотношение с функциями организации.
|
|
Основная литература: [1: 21-44]; [2, 19-40, 428-431]; [3: 540-545].
Дополнительная литература: [2]; [4]; [14].
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные процессы, происходящие в организации.
2. Какие процессы относятся, соответственно: к микропроцессам, мезопроцессам и макропроцессам организации?
3. Как связаны между собой структура и функции организации?
4. Что общего и в чем различие между функциями и целями организации?
5. Сравните понятия функции и стратегической цели организации. Есть ли между ними разница?
6. В чем разница между основными и главными функциями организации? Какое значение имеют те и другие для жизнеспособности организации?
7. Приведите примеры основных и главных функций вашей организации.
8. Что еще, кроме человеческого поведения, входит в организационные процессы?
9. Что означает «формальный» и «неформализованный» организационный процесс?
10. Какое отношение имеет организационное поведение к эффективности организации?
11. Какие критерии эффективности организации практикуются у Вас?
12. Что такое системный и целевой подходы к оценке эффективности организации? В чем их сходства и различия?
13. Разберите «учебный вариант» группы критериев эффективности организации (пять критериев эффективности). Какие из критериев эффективности организации являются целевыми, а какие – функциональными?
14. Что такое тотальный контроль качества (T Q M), что из этого применяется в вашей организации?
Раздел I. ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ