Детерминанты личности. Физические и интеллектуальные возможности личности и их определение. Поведенческие черты личности, их эмпирическая идентификация в полевых условиях. Типы и характерные качества личности, профессиональная ориентация.
Основная литература: [1: 45-57]
Дополнительная литература: [6]; [8].
Вопросы для самоконтроля
1. Тождественны ли понятия «человек», «личность» и «индивид»?
2. Какое значение имеет «целостность» в определении личности? Как она может нарушаться?
3. Какое значение для личности имеют наследственность, окружения и ситуация?
4. Какими именно, по Вашему мнению, умственными и физическими способностями должен обладать менеджер Вашей будущей специальности?
5. Как определяются поведенческие черты личности? Приведите примеры соответствующих методик и укажите их плюсы и минусы.
6. Какое значение для профессиографии и организации рабочих мест имеют характерные качества личности и соответствующие им типологии личности?
7. Как определяются и измеряются характерные качества личности?
8. Приведите примеры характерных качеств личности, необходимых менеджеру Вашей будущей специальности.
Тема 4. Восприятия, ценности и аттитюды личности
Восприятия, возможности предвидения поведения и управления впечатлением. Ценности и их значение для профессиональной деятельности. Аттитюды личности и их организационная ориентированность.
Основная литература: [1: 58-70]; [2: 92-114]; [3: 98-151].
Дополнительная литература: [6]; [8].
Вопросы для самоконтроля
1. Как влияют свойства восприятия на организационное поведение? Приведите примеры по каждому из известных свойств.
2. Как можно управлять восприятием?
3. Как классифицируются личностные ценности и как можно использовать эти классификации для предсказания поведения?
4. Чем понятие «аттитюд» отличается от понятий «ценность» и «ценностная ориентация», с одной стороны, и от «установки» – с другой?
5. Какие аттитюды наиболее значимы для изучения организационного поведения?
Тема 5. Индивидуальные потребности и мотивация
Теоретические модели мотивации и их значение для управления поведением. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Теория целеполагания. Структура мотивационного процесса, целерациональная модель поведения.
Основная литература: [1: 70-79]; [2: 128-187]; [3: 160-220].
Дополнительная литература: [6]; [8].
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое «внешняя» и «внутренняя» мотивация?
2. Назовите основные теории потребностей. Как связаны теории потребностей и теории трудовой мотивации? Приведите примеры таких теорий.
3. Почему теория трудовой мотивации Ф.Херцберга носит название «гигиенической» и «двухфакторной»?
4. Что имеют общего и чем отличаются содержательные и процессуальные теории мотивации?
5. Определите основные фазы целеполагания и их роль в предсказании поведения.
Тема 6. Группы в организации