Модификация поведения – один из известных методов мониторинга и коррекции поведения в организации, разработанный Ф.Лютенсом и Р. Крейтнером.
Операция – это одна из «неодушевленных» частиц процесса – преобразование, определяемое качественными и количественными показателями входа и выхода.
Организационное поведение – дисциплина, изучающая поведение индивидов и групп в организациях с целью поиска наиболее эффективных методов управления и избежания организационных дисфункций, связанных с «человеческим фактором». Рассматривается как многомерный объект исследования (имеющий три измерения: микро-, мезо- и макроизмерение).
Поведенческие черты личности – это характеристики поведения, отличающиеся относительной устойчивостью и постоянством проявления, что позволяет определить их (с определенной степенью достоверности), непосредственно наблюдая поведение личности и изучая мнение других людей о ее поведении.
Процедура – последовательность действий, часть процесса, которая осуществляется людьми и определяется правилами, нормами, стандартами и т.п., рассчитанными на людей.
|
|
Процессы – разворачивающиеся в определенных пространственных и временных рамках сколь угодно сложные последовательности операций, действий, процедур и т.п., которые приводят к определенным результатам.
Репрезентантное поведение – поведение участников, обладающих формальными или неформальными статусами представителей организации во внешней среде, определяемое их формальными и неформальными ролями.
Роль – способ поведения индивида в некоторой ситуации, определяемый его внутренней мотивацией и представлениями о должном.
Ролевые ожидания – представление других о том, как должен или как будет вести себя данный индивид в данной ситуации. Ожидание, как и роль, связано с пониманием формальных и неформальных требований к поведению и их соблюдения.
Ситуационный принцип – принцип, утверждающий приоритет внеорганизационных факторов, влияющих на структуру и процессы организации. В ситуационных теориях, в основе которых лежит этот принцип, организация рассматривается как экзогенная система, в отличие от классических подходов, основанных на эндогенной модели.
Социализация – процесс усвоения социокультурных ценностей и норм организации индивидуумами, что позволяет им быть полноценными членами этой организации.
Социальное проектирование – прогнозирование и планирование решения различных социальных проблем внутри и вовне организации. Необходимость такого проектирования обычно возникает в связи с реализацией других организационных проектов или изменениями во внешней среде организации.
|
|
Стандартизация – преобразование организационных процессов в совокупность стандартных процедур, т.е. процедур, которые производятся регулярно, являются признанными в данной организации, описываются правилами, охватывающими различные случаи их применения, и неизменно применяются.
Статус – комплекс, связное множество ролей индивида, отражающие формальные или неформальные обязанности, права и привилегии данного индивида.
Стресс – состояние общего напряжения организма, возникающее под действием чрезвычайного раздражителя, называемого стрессором.
Структура организации – совокупность относительно устойчивых связей и отношений между субъектами, предметами их деятельности, для осуществления внешних и внутренних функций организации.
Характерные качества (характеристики) личности – скрытые от непосредственного наблюдения существенные свойства личности, которые могут быть положены в основу типологий личности, например, экстравертивность – интровертивность, самооценка, авторитарность и др.
Управление директивное – режим управления, когда опираются на отношения власти и подчинения и используют преимущественно вертикальные связи.
Управление коммуникативное – режим управления, когда стандартные функции управления (координация, контроль и др.) реализуются средствами информационного обеспечения, поддержки и общения.
Формализация – это фиксация правил, процедур и т.п. посредством разработки и утверждения соответствующих документов.
Фрустрация – состояние, вызываемое достаточно длительной помехой, препятствующей целерациональному поведению индивидуума.
Функции организации, главные – набор приоритетных, доминирующих функций, которые играют ключевую роль на срок, определяемый стратегическим выбором.
Функции организации, основные – функциональные направления деятельности организации, определяющие ее профиль и специализацию.
Ценности личностные – базовые принципы, убеждения и верования личности, касающиеся предпочитаемых целей, способов поведения и понимания окружающей ситуации.
Приложение
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ
Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Институт заочного обучения
Институт государственного и муниципального управления
Кафедра теории организации и управления
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине
«Организационное поведение»
тема (вариант):
«____________________________________________________»
Выполнил(а) студент(ка)
Ф.И.О.______________________
№ группы ___________________
№ студенческого билета_______
Проверил преподаватель:
Москва – 200__
Ответственность за сведения, представленные в издании, несет составитель.
Программа, методические указания
и контрольные задания
по учебной дисциплине
«ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
Валерий Львович ДОБЛАЕВ
РедакторЕ.М. Калачева
Компьютерная верстка
и техническое редактирование О.С. Стукалова
Обложка М.В. Козловский
Тематический план изданий ГУУ 2003 г.
Подп. в печ. 14.02.2003. Формат 60x90/16. Объем 1,25 печ. л.
Бумага офисная. Печать трафаретно-цифровая. Гарнитура Arial.
Уч.-изд. л. 1,17. Изд. № 107/2003. Тираж 100 экз. Заказ № 511.
ГОУВПО Государственный университет управления
Издательский центр ГОУВПО ГУУ
109542, Москва, Рязанский проспект, 99, Учебный корпус, ауд. 106
Тел./факс: (095) 371-95-10; e-mail: ic@guu.ru
www.guu.ru