1. Гуманизм и антропоцентризм как ведущие идеи и тенденции эпохи Возрождения.
2. Проблемы реформации религии. Гуманизм и реформация.
3. Новое естествознание – натурфилософия эпохи Возрождения. Николай Кузанский. Джордано Бруно.
4. Медицина Ренессанса в открытиях Парацельса, Везалия и др.
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Достижения возрожденческой науки и искусства.
2. Гуманистический антропоцентризм эпохи Возрождения.
3. Зарождение философского сомнения. Актуальность истории философской мысли: платонизма и аристотелизма.
4. Начало эпохи рассудочного мышления. Рационализм и социальный прогресс.
5. Смысл зарождающейся научной революции. Иоганн Кеплер, Галилео Галилей.
Темы для рефератов:
1. Николай Коперник и парадигма гелиоцентризма.
2. Леонардо да Винчи – духовный наставник новой культуры.
3. Гуманизм как ценностная ориентация новой философии Ренессанса.
4. Философско-магические представления.
5. Ренессансный платонизм.
6. Пантеизм.
7. Натурфилософия.
|
|
8. Мистицизм.
Лекция № 6
СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Исторические условия и духовные факторы зарождения эпохи разума и просвещения. Новая концепция о человеке как «светильнике разума». Формирование нового типа знания – научно-технического. Соединение математики с естествознанием и медициной. Мировоззренческие аспекты новой науки. Философия и метод познания. Фрэнсис Бэкон о естественной философии. Разработка индуктивного метода. Рене Декарт – ученый и философ. Философское обоснование дедуктивного метода. Субъективно-объективная парадигма Декарта. Смысл декартовского: «Я мыслю, следовательно, я существую». Наука и философия-самосознание. Рационализм Спинозы и Лейбница. Создание критического эмпиризма Гоббсом и Локком. Философское обоснование единства природы и человека, тела и души, индивида и общества.
Семинарское занятие
Тема № 6