Историческая взаимосвязь философских и научных знаний. Роль философии в формировании понятийного аппарата, методов, логики научного познания. Наука как система знаний, как процесс построения нового знания, как социальный институт.
Структура научного знания. Средства и методы эмпирического знания. Наблюдение и эксперимент. Проблемы измерения. Роль приборов в современном научном и медицинском познании и диагностике. Медицинское экспериментирование.
Структура теоретического знания. Средства и методы. Теория как система принципов, законов, понятий. Понятие как фиксация общего. Природа идеализации. Становление научной теории и рост научного знания. Соотношение понимающих и объясняющих подходов в естественных, гуманитарных и медицинских науках.
Анализ и синтез, классификация, индукция и дедукция, обобщение, идеализация как главные моменты становления научной теории. Гипотеза. Формализация и математизация знания. Мысленный эксперимент и теоретическое моделирование. Компьютеризация науки. Теоретические методы: аксиоматический, восхождения от абстрактного к конкретному, совпадения исторического и логического. Феноменологические и динамические теории.
|
|
Семинарское занятие
Тема № 17
НАУКА В СИСТЕМЕ ПОЗНАНИЯ
1. Историческая взаимосвязь философских и научных знаний. Роль философии в формировании понятийного аппарата, методов, логики научного познания. Медицина как научный и культурный феномен.
2. Структура научного знания. Средства и методы эмпирического знания. Наблюдение и эксперимент. Медицинское экспериментирование.
3. Структура теоретического знания. Средства и методы. Теория как система принципов, законов, понятий.
4. Соотношение понимающих и объясняющих подходов в естественных, гуманитарных и медицинских науках.
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Научные революции как коренные преобразователи основных научных понятий, концепций, теорий.
2. Дифференциация и интеграция в науке.
3. Неравномерность развития областей науки и медицины. Проблемы классификации наук.
Темы для рефератов:
1. Взаимодействие наук как фактор их развития.
2. Наука как особая область культуры.
3. Наука в культуре современной цивилизации.
4. Возникновение науки и основные стадии её исторического развития.
5. Научные теории и научные революции.
6. Методы предвидения и прогнозирования.
Лекция № 18