ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
(ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ)
Понятие науки. Наука как познавательная деятельность и особая сфера культуры.
Наука – это исторически сложившаяся и развивающаяся форма деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке и о самом познании. Непосредственной целью ее является постижение истины, открытие объективных законов действительности, для того чтобы предвидеть тенденции ее развития и способствовать ее изменению в интересах общества и человека.
Для науки как познавательной деятельности характерно в качестве обязательных ее компонентов наличие: 1) субъекта научного исследования – ученого; 2) предмета и объекта исследования – того, что исследуется; а также 3) специальных средств и методов исследования.
Современная наука – чрезвычайно разветвленная совокупность научных отраслей. По своему предмету науки делятся на естественные, технические, и социально-гуманитарные. Особое место занимает комплекс философских дисциплин.
|
|
Предмет науки, представляющий собой ту или иную область действительности, изучаемую определенной наукой, влияет на ее методы, то есть на приемы и способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках – статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития науки характерно не только появление смежных по предмету дисциплин, но и взаимное обогащение научных методологий.
В каждой науке различается эмпирический уровень, на котором происходит сбор и систематизация фактического материала, и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих гипотезах и теориях. Существенным компонентом научного познания является также философское истолкование данных науки, составляющее ее мировоззренческую и методологическую основу.
Как и другие формы познания (философия, искусство и религия), наука представляет собой социокультурную деятельность, а не только «чистое знание». Как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на все возрастающую потребность общества в объективно-истинном знании о мире, и оказывает, в свою очередь, значительное влияние на развитие всех сфер общественной жизни.
В качестве социокультурного феномена наука рассматривается прежде всего потому, что, когда речь идет об исследовании ее истоков и перспектив, ее границы расширяются до границ культуры, понимаемой в широком смысле слова как способ и результат человеческой деятельности, прежде всего – преобразовательной. В то же время, наука зачастую претендует на роль единственного подлинного и устойчивого фундамента культуры, с чем вряд ли можно согласиться. Более того, только в единстве и взаимодействии с другими областями культуры – материальным производством, искусством, нравственностью и т.д. – наука способна в полной мере выполнять свои социокультурные функции, о которых речь пойдет ниже.
|
|
Она вплетается в культурный контекст, подключаясь к культурной традиции и адаптируясь к культурной среде. Вместе с тем и сама эта среда трансформируется под воздействием научных открытий и достижений. Наука тем самым является весомой движущей силой общественно-исторического прогресса. Она способствует обеспечению преемственности в развитии цивилизации и сама ощущает на себе ее влияние.
Социокультурная среда науки – это целостная система, отражающая историю и современный уровень взаимоотношений науки с другими социальными и культурными институтами. Ее главными компонентами являются: 1) интеллектуальный уровень общества; 2) наукоемкость материального производства и всех других сторон общественной жизни; 3) приоритеты государственного управления и интересы ведущих социальных групп; 4) организационные формы связи науки с экономикой, политикой, правом, духовно-культурной и бытовой сферами жизни общества; 5) система общего и специального образования.
Социокультурная среда придает определенную форму науке как общественному интеллекту, влияет на целевые установки, нормы и идеалы научной деятельности, определяет образ науки, складывающийся в общественном сознании и отражающий ее статус в данном обществе. Возникающие в истории различные образы науки (наука Античности, Нового времени, современная наука) пронизаны свойственными для той или иной эпохи нормами, социальными ориентирами и культурными установками. Даже стиль мышления ученого и те задачи, которые он решает, во многом обусловлены его историческим временем.
Так, в Советском Союзе социокультурная среда науки носила весьма противоречивый характер, что отражало противоречивость общественного организма в целом. Довольно высокий уровень образования и престиж науки сочетались со слабой восприимчивостью экономики к инновациям и отсутствием серьезной заинтересованности властных структур в научном знании, широкая сеть научных учреждений и массовость научных кадров обесценивались неадекватными способами управления их деятельностью, формализмом в оценке научных результатов. Это создавало возможность имитации научной деятельности в многолетнем бесплодном функционировании ряда околонаучных структур. Современные экономические и социально-политические реформы, разрушая такой тип социокультурной среды, одновременно, к сожалению, разрушили и здание коррелированной с ней науки. Складывание же нового типа отношений между социумом и наукой в большой степени зависит от той конкретной модели экономического и социально-политического развития России, которая будет реализовываться в нашей стране.