Понятие науки. Наука как познавательная деятельность и особая сфера культуры

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

(ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ)

Понятие науки. Наука как познавательная деятельность и особая сфера культуры.

Наука – это исторически сложившаяся и развивающаяся форма деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке и о самом познании. Непосредственной целью ее является постижение истины, открытие объективных законов действительности, для того чтобы предвидеть тенденции ее развития и способствовать ее изменению в интересах общества и человека.

Для науки как познавательной деятельности характерно в качестве обязательных ее компо­нентов наличие: 1) субъекта научного исследования – ученого; 2) предмета и объекта исследо­вания – того, что исследуется; а также 3) специальных средств и методов исследования.

Современная наука – чрезвычайно разветвленная совокупность научных отраслей. По своему предмету науки делятся на естественные, технические, и социально-гуманитарные. Особое место занимает комплекс философских дисциплин.

Предмет науки, представляющий собой ту или иную область действительности, изучаемую определенной наукой, влияет на ее методы, то есть на приемы и способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках – статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития науки характерно не только появление смежных по предмету дисциплин, но и взаимное обогащение научных методологий.

В каждой науке различается эмпирический уровень, на котором происходит сбор и систематизация фактического материала, и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих гипотезах и теориях. Существенным компонентом научного познания является также философское истолкование данных науки, составляющее ее мировоззренческую и методологическую основу.

Как и другие формы познания (философия, искусство и религия), наука представляет собой социокультурную деятельность, а не только «чистое знание». Как со­циокультурный феномен наука возникла, отвечая на все возрастающую потребность общества в объективно-ис­тинном знании о мире, и оказывает, в свою оче­редь, значительное влияние на развитие всех сфер обществен­ной жизни.

В качестве социо­культурного феномена наука рассматривается прежде всего потому, что, когда речь идет об исследова­нии ее истоков и перспектив, ее границы расширяются до границ куль­туры, понимаемой в широком смысле слова как способ и результат человеческой деятельности, прежде всего – преобразовательной. В то же время, наука зачастую претендует на роль единственного подлинного и устойчивого фун­дамента культуры, с чем вряд ли можно согласиться. Более того, только в единстве и взаимодействии с другими областями культуры – материальным производством, искусством, нравственностью и т.д. – наука способна в полной мере выполнять свои социокультурные функции, о которых речь пойдет ниже.

Она вплетается в культурный контекст, подклю­чаясь к культурной традиции и адаптируясь к культурной среде. Вместе с тем и сама эта среда трансформируется под воздействием научных откры­тий и достижений. Наука тем самым явля­ется весомой движущей силой общественно-исторического прогресса. Она способствует обес­печению преемственности в развитии цивилизации и сама ощущает на себе ее влияние.

Социокультурная среда науки – это целостная система, отражаю­щая историю и современный уровень взаимоотношений науки с другими социальны­ми и культурными институ­тами. Ее главными компонентами являются: 1) интеллектуальный уровень общества; 2) наукоемкость материального производства и всех других сторон общественной жизни; 3) приоритеты госу­дарствен­ного управления и интересы ведущих социальных групп; 4) организационные формы связи науки с экономикой, политикой, правом, духовно-культурной и бытовой сферами жизни общества; 5) система общего и специального образования.

Социокультурная среда придает определенную форму науке как общественному интеллекту, влияет на целевые установки, нормы и идеалы научной деятельности, определяет образ науки, складывающийся в общественном сознании и отражающий ее статус в данном обще­стве. Возникающие в истории различные образы науки (наука Антично­сти, Нового вре­мени, современная наука) пронизаны свойственными для той или иной эпохи нормами, социальными ориентирами и культурными уста­новками. Даже стиль мышления ученого и те задачи, которые он решает, во многом обу­словлены его историческим временем.

Так, в Советском Союзе социо­культурная среда науки носила весь­ма противоречивый ха­рактер, что отражало противоречивость обществен­ного организма в целом. Довольно высокий уровень образо­вания и престиж науки сочетались со слабой вос­приимчивостью эконо­мики к инновациям и отсутствием серьезной заинтересованности власт­ных структур в научном знании, широкая сеть научных учреждений и массовость научных кадров обесценивались неадекват­ными способа­ми управления их деятельностью, формализмом в оценке научных ре­зультатов. Это создавало возможность имитации научной деятельности в многолетнем бесплодном функ­ционировании ряда околонаучных структур. Современные экономические и социально-по­литические ре­формы, разрушая такой тип со­циокультурной среды, одновременно, к сожале­нию, разрушили и здание коррелированной с ней науки. Склады­вание же нового типа отношений между социумом и наукой в большой степени зависит от той конкретной модели экономического и со­ци­ально-политического развития России, которая будет реализовываться в нашей стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: