Рекомендации по психодиагностическому направлению деятельности психолога-практиканта

Количественный анализ проводится на основании результатов исследования, полученных при первичной обработке эмпирического материала. Первичная обработка осуществляется с помощью «ключей» (в случае использования опросников), сопоставления индивидуальных результатов с эталонными (в случае использования стандартизированных и не стандартизированных тестов).

По сводным результатам вычисляются среднегрупповые значения и срднеквадратичное отклонение. Среднегрупповые значения позволят выявить средний уровень развития диагностируемого психического образования в обследованной группе, а также отдельных ее членов, имеющих тенденцию к отклонению от среднегрупповых результатов. Среднеквадратическое отклонение отражает степень однородности группы по изучаемому психическому образованию.

Результаты должны быть описаны и проинтерпретированы. Описание предполагает констатацию выраженности диагностируемого признака, сопоставление выраженности разных показателей, характеризующих одно и то же психическое образование.

Интерпретация направлена на раскрытие психологического содержания и возможных причин выявленных тенденций.

Качественный анализ проводится на основании интегральных результатов, а также на основании результатов наблюдения и беседы.

Интегральные результаты – это результаты обследованной выборки по всем психодиагностическим методикам. Результаты приводятся в уровневых оценках. Рекомендуется выделять три уровня качественной оценки: высокую, среднюю, низкую.

В «группу риска» включаются те участники исследования, результаты которых по большинству показателей соответствует высокому или низкому уровню и значимо отличаются от среднегрупповых тенденций.

При анализе внимание также обращается на диагностические возможности использованных методик. Если результаты всей выборки по какой-либо методике соответствует одному уровню оценки, то можно предположить, что такая методика невалидна для данной группы или для данного возраста, или неоднозначно чувствительна для выявления индивидуальных особенностей проявления анализируемого психического образования.

Анализ результатов также может содержать:

- указание на степень соответствия полученных результатов поставленной в начале исследования цели; указание на согласованность результатов наблюдения, беседы и тестирования;

- описание случаев несовпадения полученных результатов с известными в литературе тенденциями; объяснение причин возникновения несоответствия;

- выводы по результатам исследования (количество выводов не должно быть меньше количества решаемых задач);

- написание адресных рекомендаций по результатам диагностики всей обследованной выборки (педагогам, родителям, учащимся, другим специалистам)

- оценка качества использованного диагностического комплекса.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: