Модуль
| Номер раздела
|
Содержание материала, выносимого на самостоятельное изучение
|
Виды самостоятельной работы
|
|
| Тема 1. Образование как система и отрасль экономики
Многозначность понятия «образование»: возрастание роли образования; функции образования.
Система образования и ее трактовка в российском законодательстве: содержание понятия; образовательные программы и государственные стандарты; программы (общеобразовательные и профессиональные); сеть учреждений образования; дошкольный тип учреждений; общеобразовательные школы: количественные и профессиональные учебные заведения.
Образование как приоритетная отрасль экономики: экономические функции образования; отраслевой аспект образования. Образовательные услуги и их особенности.
| Переработка текста и создание вторичного текста:
-составление конспекта (опорный конспект, конспект-план, текстуальный конспект и т.п.);
- составление тезисов, в т.ч. тезисного плана;
- реферативное изложение (написание реферата-доклада и т.п.);
- составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме);
- подготовка сообщений и докладов.
Сбор и систематизация источников:
- составление аннотированного списка литературы.
Анализ литературы:
- анализ нормативных документов.
Другие виды работы:
- подготовка электронных презентаций;
- работа с электронными образовательными ресурсами.
|
| Тема 2. Экономика образования: наука и учебная дисциплина
Специфика производительной деятельности и экономических отношений в отрасли образования: элементы производительной деятельности в образовании; экономические отношения; отношения собственности.
Научные подходы к экономике образования: концепция человеческого капитала; минусы теории человеческого капитала; родоначальная модель экономики образования.
Экономика образования как наука и учебная дисциплина: экономика образования в системе экономических наук; цель, задачи, объект, предмет курса «Экономика образования».
| Переработка текста и создание вторичного текста:
-составление конспекта (опорный конспект, конспект-план, текстуальный конспект и т.п.);
- составление тезисов, в т.ч. тезисного плана;
- реферативное изложение (написание реферата-доклада и т.п.);
- составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме);
- подготовка сообщений и докладов.
Сбор и систематизация источников:
- составление аннотированного списка литературы.
Анализ литературы:
- анализ нормативных документов.
Другие виды работы:
- подготовка электронных презентаций;
- работа с электронными образовательными ресурсами.
|
|
| Тема 3. Хозяйственный механизм сферы образования
Содержание хозяйственного механизма и его особенности в отрасли образования: сущность, своеобразие; основные цели и направления введения нового хозяйственного механизма.
Государственное регулирование развития образования: планирование и прогнозирование; учебные планы образовательных учреждений; планирование контингента образовательных учреждений; количественные изменения контингента образовательных учреждений в перспективе; Федеральные программы развития образования.
Организационная структура управления системой образования: необходимость радикальных изменений в управлении образованием; государственные органы управления образованием; правомочия местных органов управления; границы самостоятельности образовательных учреждений.
Тема 4. Стратегическое управление деятельностью образовательного учреждения
Стратегическое планирование деятельности образовательного учреждения: принципы системности, постепенного роста, гибкого и творческого подхода; связь технологий управления классического менеджмента и специфики образовательного учреждения при обосновании выбора стратегии планирования деятельности образовательного учреждения.
Методы планирования: аналитическое планирование, нормативное планирование, целевое обоснование планов, планирование материального и финансового обеспечения (балансовые методы планирования), планирование организационного обеспечения (матричный и сетевой планы).
Программы развития образовательного учреждения, структура и алгоритм их построения.
| Переработка текста и создание вторичного текста:
-составление конспекта (опорный конспект, конспект-план, текстуальный конспект и т.п.);
- составление тезисов, в т.ч. тезисного плана;
- реферативное изложение (написание реферата-доклада и т.п.);
- составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме);
- подготовка сообщений и докладов.
Сбор и систематизация источников:
- составление аннотированного списка литературы.
Анализ литературы:
- анализ нормативных документов.
Другие виды работы:
- подготовка электронных презентаций;
- работа с электронными образовательными ресурсами.
|
| Тема 5. Тактическое и оперативное управление деятельностью образовательного учреждения
Разработка Положения об организационной структуре образовательного учреждения: составление перечня образовательных услуг (товарная модель); составление перечня функций персонала и построение функциональной модели; составление перечня исполнительных звеньев (структурная модель); построение матриц организационных проекций
Моделирование стратегий управления: SWOT- анализ, его детализация, техника стратегического анализа; построение программы действий.
Программа развития материально-технической базы образовательного учреждения. Программа развития информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Анализ эффективности планировочной деятельности в образовательном учреждении.
Тема 6. Управление педагогическим коллективом (система работы с кадрами)
Система работы с педагогическим коллективом: специфика кадров и кадровой политики в сфере образования; содержание и методы подбора педагогических кадров.
Нормативно-правовая база найма педагогических работников: основные правила заключения трудового договора (контракта); содержание трудового договора-контракта; заключение трудового договора-контракта в письменной форме.
Управление дисциплинарными отношениями: понятие дисциплины, дисциплинарных отношений, прав и обязанностей педагогических работников; дисциплинарная власть, формы власти в коллективе; контроль в дисциплинарных отношениях; механизм управления дисциплиной, методы управления дисциплинарными отношениями (убеждение, поощрение, принуждение); правила внутреннего распорядка; процедура измерения уровня трудовой дисциплины; план работы по управлению дисциплинарными отношениями.
Процедура аттестации педагогических кадров: планирование процедуры аттестации; проведение аттестации; использование механизма аттестации кадров для повышения эффективности управленческой деятельности.
Система повышения квалификации педагогических кадров. Структура системы, методы и формы повышения квалификации педагогических кадров. Роль в повышении квалификации педагогических кадров правильно организованной работы с начинающими и опытными преподавателями. Роль методических объединений педагогов в повышении квалификации педагогических кадров.
| Переработка текста и создание вторичного текста:
-составление конспекта (опорный конспект, конспект-план, текстуальный конспект и т.п.);
- составление тезисов, в т.ч. тезисного плана;
- реферативное изложение (написание реферата-доклада и т.п.);
- составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме);
- подготовка сообщений и докладов.
Сбор и систематизация источников:
- составление аннотированного списка литературы.
Анализ литературы:
- анализ нормативных документов.
Другие виды работы:
- подготовка электронных презентаций;
- работа с электронными образовательными ресурсами.
|
|
| Тема 7. Маркетинг некоммерческих организаций
Эволюция маркетинга, социальный маркетинг; основные понятия маркетинга и образовательные услуги, их свойства; концепции управления маркетингом; пять подходов к управлению маркетингом.
| Переработка текста и создание вторичного текста:
-составление конспекта (опорный конспект, конспект-план, текстуальный конспект и т.п.);
- составление тезисов, в т.ч. тезисного плана;
- реферативное изложение (написание реферата-доклада и т.п.);
- составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме);
- подготовка сообщений и докладов.
Сбор и систематизация источников:
- составление аннотированного списка литературы.
Анализ литературы:
- анализ нормативных документов.
Другие виды работы:
- подготовка электронных презентаций;
- работа с электронными образовательными ресурсами.
|
| Тема 8. Стратегии маркетинга в сфере образования
Стратегия и планирование в условиях рынка: типы и виды стратегий маркетинга; зоны деловой активности образовательных учреждений и организаций (маркетинговая среда; контактные аудитории; основные факторы макросреды функционирования образовательных учреждений и организаций); факторы сегментации рынка для образовательных учреждений; понятие маркетинговой возможности образовательного учреждения.
Товарная стратегия: идея товара в образовательных учреждениях; требования рынка к товару; ассортимент товаров и номенклатура товаров; функциональный анализ товара образовательного учреждения; анализ места в конкурентной среде; жизненный цикл товара и стратегия маркетинга; лицензионная стратегия; сертификация образовательных и учебных программ.
Ценовая стратегия: соотношение цены, спроса и предложения в сфере образования; выбор ценовой стратегии; определение емкости рынка; определение издержек; определение ценовой ситуации; определение метода ценообразования; цена образовательной услуги; функционально-стоимостной анализ товарной и ценовой стратегии.
Стратегия позиционирования и продвижения товаров и услуг в сфере образования: модели поведения.
| Переработка текста и создание вторичного текста:
-составление конспекта (опорный конспект, конспект-план, текстуальный конспект и т.п.);
- составление тезисов, в т.ч. тезисного плана;
- реферативное изложение (написание реферата-доклада и т.п.);
- составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме);
- подготовка сообщений и докладов.
Сбор и систематизация источников:
- составление аннотированного списка литературы.
Анализ литературы:
- анализ нормативных документов.
Другие виды работы:
- подготовка электронных презентаций;
- работа с электронными образовательными ресурсами.
|
|
| Тема 9. Финансирование системы образования
Бюджетное финансирование сферы образования и его условия. Внебюджетное финансирование сферы образования и условия его организации: спонсорство, благотворительность, патронаж; деятельность Попечительских советов.
Предпринимательская и непредпринимательская деятельность образовательных учреждений и организаций: реализация платных образовательных услуг государственными и муниципальными образовательными учреждениями, негосударственными образовательными учреждениями и организациями; реализация сопутствующих услуг, работ, продукции в рамках учебно-производственной деятельности и вне нее; издательско-полиграфическая деятельность, торговля покупным товаром, реализация посреднических услуг; реализация основных фондов и итого имущества; внереализационные доходы (инвестиционная и финансовая деятельность).
Тема 10. Труд и оплата труда работников образования
Труд работников образования и его особенности: педагогический труд и его своеобразие; рабочее время учителя.
Заработная плата педагогов: материальные и моральные стимулы; сущность и своеобразие заработной платы в просвещении; критерии размеров зарплаты; уровень зарплаты работников образования.
Современная система организации оплаты педагогического труда: необходимость перемен в оплате труда; межотраслевой механизм регулирования зарплаты; своеобразие оплаты труда вузовских преподавателей; необходимость повышения уровня оплаты труда.
| Переработка текста и создание вторичного текста:
-составление конспекта (опорный конспект, конспект-план, текстуальный конспект и т.п.);
- составление тезисов, в т.ч. тезисного плана;
- реферативное изложение (написание реферата-доклада и т.п.);
- составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме);
- подготовка сообщений и докладов.
Сбор и систематизация источников:
- составление аннотированного списка литературы.
Анализ литературы:
- анализ нормативных документов.
Другие виды работы:
- подготовка электронных презентаций;
- работа с электронными образовательными ресурсами.
|
| Тема 11. Материально-техническая база образования
Сущность материально-технической базы и состав основных фондов отрасли «образование»: определение понятия «материальная база»; основные и оборотные средства; своеобразие материальной базы в просвещении.
Состояние учебно-материальной базы сферы образования в России и за рубежом: реальное положение отечественной материальной базы; состояние и рост капиталовложений в развитых странах.
Основные направления развития материально-технической базы в отрасли образования в России: капитальное строительство в перспективе.
Тема 12. Социальная и экономическая эффективность образования
Эффективность образования как интегральный показатель взаимодействия его педагогической, социальной и экономической плодотворности: аспекты действенности образования; грани экономической эффективности образования.
Теория и практика экономического эффекта образования: истоки теории экономического эффекта образования; теория человеческого капитала – инструмент выявления эффекта образования; отечественный опыт определения эффективности образования; внутриотраслевой экономический эффект образования.
| Переработка текста и создание вторичного текста:
-составление конспекта (опорный конспект, конспект-план, текстуальный конспект и т.п.);
- составление тезисов, в т.ч. тезисного плана;
- реферативное изложение (написание реферата-доклада и т.п.);
- составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме);
- подготовка сообщений и докладов.
Сбор и систематизация источников:
- составление аннотированного списка литературы.
Анализ литературы:
- анализ нормативных документов.
Другие виды работы:
- подготовка электронных презентаций;
- работа с электронными образовательными ресурсами.
|