На стадии завершения исследования возникает необходимость, подводя итоги, четко и конкретно определить, какое новое знание получено и какого его значение для науки и практики. Необходимость получения нового знания подчиняет весь ход исследования и все его методологические характеристики. Вопрос о новизне возникал еще на стадии определения предмета, нужно было обозначить, относительно чего будет получено такое знание. Новое знание в виде предположения о нем, выдвигалось в гипотезе. Но вот завершенопределенный этап исследования или выполнена вся работа в целом. Теперь, при осмыслении и оценке промежуточных и окончательных результатов нужно дать конкретный ответ на вопрос о его новизне:
Что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены
Впервые?
Если нет убедительного ответа на этот вопрос, может возникнуть серьезное сомнение в смысле и ценности этой работы.