Дисциплина способствует формированию компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО «030300.62 – Психология»:
· Способности и готовности к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
· отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);
· психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: историю возникновения и основные направления развития психодиагностики; основные принципы и способы организации психодиагностического обследования; основные методы (инструментарий) современной психодиагностики; этические принципы психодиагностики.
Уметь: использовать современный надежный и валидный психодиагностический инструментарий в ходе психологического обследования субъектов различных сфер деятельности.
Владеть: стандартами проведения психодиагностического обследования, а также первичной обработкой и интерпретацией его результатов
Для оценки сформированности компетенций предлагается два уровня:
· Пороговый как обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП;
· Повышенный, предполагающий готовность к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в профессиональной области.
Код компетенции | Уровень | Содержательное описание уровня | Критерии оценки | ||
знает | умеет | владеет | |||
ОК-4 | Пороговый | Способность и готовность к использованию базового категориального аппарата теоретической и экспериментальной психологии | Основы общей психологии, психологии развития, социальной психологии, экспериментальной психологии | С помощью специалиста более высокой квалификации применять знания по психологии в практической профессиональной деятельности | Базовым набором диагностических методов диагностики разноуровневы свойств интегральной индивидуальности человека и соблюдением стандарта их проведения. |
Повышенный | На этом уровне студент владеет основныминавыками диагностики на различных уровнях интегральной индивидуальности | Основы общей психологии, психологии развития, социальной психологии, экспериментальной психологии, математической статистики, психодиагностики | Самостоятельно применять знания по психологии в практической профессиональной деятельности | Методами оценки и отбора диагностического инструментария, необходимого для организации психодиагностичческого обследования развития индивидуальности человека в основных сферах деятельности: образовании, профессиональной деятельности. | |
ПК-2 | Пороговый | Способность и готовность к оценке качества психодиагностических методик, умение «читать психометрические» характеристики | Основы психодиагностики и психометрики | С помощью специалиста более высокой квалификации применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту | Критериями оценки выбора психодиагностических методик |
Повышенный | Студент на этом уровне способен с относительно большей самостоятельностью оценивать и подбирать методики в соответствии с задачами психологической практики. | Легко ориентируется в категориальном аппарате психодиагностики и базовой психометрики. | Самостоятельно отбирать психодиагностические методики, соответствующие практическим задачам обследования в рамках определенных уровней индивидуальности. | Критериями выбора психодиагностических методик и умениями обосновать свой выбор | |
ПК-6 | Пороговый | Способность и готовность к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций | Основы общей психологии, психологии развития, социальной психологии, экспериментальной психологии | С помощью специалиста более высокой квалификации применять знания по психологии в практической профессиональной деятельности | Основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп |
Повышенный | На этом уровне студент владеет основныминавыками диагностики на различных уровнях интегральной индивидуальности | Основы общей психологии, психологии развития, социальной психологии, экспериментальной психологии, математической статистики, психодиагностики | Самостоятельно применять знания по психологии в практической профессиональной деятельности | Основными приемами диагностики психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; навыками обработки и интерпретации данных психодиагностического обследования. |
Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов
Дайте определения следующим базовым понятиям курса «Психодиагностика»:
· Психодианостический диагноз; психодиагностическое обследование;
· Идиографический и номотетический, клинический и статистический подходы;
· L-Q-T данные
· Вопросники; Тесты; Проективные тесты.
· Аппаратурные методики.
· Номинативная, ординальная, интервальная шкалы.
· Почему параметрическая и непараметрическая статистики так называются?
· Стандартное отклонение, дисперсия.
· Процентиль, z-оценки, Т-балы, шкала IQ.
· Диапазон статистической нормы.
· Центрирование.
· Нормирование.
· Область применения.
· Репрезентативность выборки.
· Надежность теста, надежность по внутренней согласованности, ретестовая надежность.
· Альфа-Кронбаха коэффициент. Надежность параллельных форм и «сплит-хальф» надежность.
· Валидность теста. Валидность теоретическая и прагматическая. Конструктная валидность. Критериальная валидность. Конкурентная валидность.
· Кроссвалидизация.
· Дискриминативность.
· Разрешающая способность теста и его заданий.
· Трудность задания. Индекс трудности.
Перечислите не менее трех методик диагностики:
· Нейродинамики
· Формальной психодинамики (темперамента)
· Интеллекта
· Личности
· Эмоциональных состояний
· Межличностных взаимоотношений
· Проективных тестов