Показатели | В отпускных ценах предприятия | Отклонения от плана | Влияние на объем реализации | ||
План | Факт | Тыс. руб. | % | ||
А | 3 = 2 - 1 | 4 = 3: 1 | |||
1. Объем выпущенной продукции в тыс. руб. | +250 | 1,5 | +250 | ||
2. Остатки нереализованной продукции: а) нач. года б) кон. года | +30 +78 | 12,0 27,9 | +30 -78 | ||
3. Объем реализованной продукции | +202 | 1,2 | +202 |
Таким образом, как показывает произведенное исследование, план по объему реализации перевыполнен на 1,2 %. При этом, в стоимостном выражении объем реализации увеличился на 202000 руб.; за счет увеличения объема фактически выпущенной продукции объем реализации увеличился на 250000 руб.; за счет увеличения остатков нереализованной продукции на начало года объем реализации увеличился на 30000 руб.; а за счет роста остатков нереализованной продукции на конец года объем реализации сократился на 78000 руб.
Если имеет место увеличение Окон нереализованной продукции, то необходимо проанализировать причины этого. Ими могут быть:
|
|
1. перевыполнение плана по выпуску продукции
2. неритмичность выпуска
3. наличие в составе произведенной продукции некачественных или устаревших моделей
4. отсутствие тары, транспортных средств
Для того, чтобы свести к минимуму вероятность увеличения остатков нереализованной продукции, необходимо провести оценку риска невостребованной продукции.
3. Анализ выполнения плана по производству продукции и динамики выпуска
Анализ выполнения плана позволяет оценить:
1. Степень выполнения договорных обязательств;
2. Качество планирования;
3. Качество менеджмента на предприятии.
Его проводят с помощью расчета процента выполнения плана, но, предварительно, необходимо дать оценку степени напряженности плана. Для этого:
- Запланированный объем производства сравнивают с производственной мощностью предприятия.
- Обоснованность плана анализируют на основе расчета оптимального выпуска с помощью методов математического программирования.
В ходе оценки степени выполнения плана проводят анализ выполнения плана по ассортименту. Ассортимент – это перечень видов продукции с указанием количества каждого из них. Невыполнение плана по ассортименту может привести к возникновению потерь, связанных с невыполнением договорных обязательств, а также увеличением остатков нереализованной продукции.
План по ассортименту считается выполненным, если выполнены плановые задания по всем позициям ассортимента. Для оценки степени выполнения плана с учетом ассортимента применяют два способа:
|
|
1) способ наименьшего процента– здесь определяется процент выполнения плана по каждой ассортиментной позиции, наименьшее значение из полученных процентов и будет являться процентом выполнения плана с учетом ассортимента. При этом дополнительно определяется процент невыполненных позиций.
2) способ наименьшего числа– из двух величин (план и факт) по каждому виду продукции в зачет выполнения плана принимается наименьшее число, после чего определяется процент выполнения плана в целом по всему ассортименту.
Анализ выполнения плана с учетом ассортимента
Продукция | План | Факт | % выполнения плана | Факт в пределах плана |
А Б | 101,4 98,8 | |||
Итого | 100,5 |
1 метод:
% вып. плана = 98,8%
1800 - 1780
Доля невыполненных позиций = = 0,4%
2 метод:
% вып. плана = * 100% = 99,6%
Этот метод используют, когда ассортиментный перечень небольшой.