Тема 2. Анализ производства и реализации продукции

1. Задачи, направления и информационная база анализа.

2. Анализ объема продаж.

3. Анализ выполнения плана по производству продукции и динамики выпуска.

4. Анализ ритмичности выпуска продукции.

5. Анализ технического уровня и качества продукции

6. Анализ резервов роста объема производства

7. Анализ объема производства в критической точке

Задачи, направление и информационная база анализа.

Цель анализа производства и реализации заключается в нахождении возможных путей увеличения объема производства и продаж по сравнению с конкурентами, расширения доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и, в конечном итоге, увеличение прибыли.

Задача экономического анализа заключается в анализе конкурентных позиций предприятия, его способности гибко маневрировать ресурсами при изменении рыночной конъюнктуры.

Основными направлениями являются следующие:

1. Оценка степени выполнения производственной программы и плана продаж;

2. Изучение динамики объема производства и продаж;

3. Оценка выполнения договоров

4. Оценка влияния факторов на объем производства и продаж;

5. Выявление резервов возможного увеличения объема производства и продаж;

6. Разработка предложений по использованию выявленных резервов.

Информационная база анализа:

1. Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах

2. Данные статистической отчетности:

а) форма №1 – производство «Основные сведения о деятельности предприятия»

б) форма №1 – натура «Сведения о производстве и отгрузке промышленной продукции»

в) форма 1 РП – срочная «Сведения о состоянии расчетов за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги»

3. Данные бухгалтерского учета, отраженные в учетных регистрах по 40, 43, 45, 90 счетам.

Анализ объема продаж

Необходимость анализа объема продаж объясняется тем, что только в процессе реализации продукт получает общественное признание, с другой стороны, реализация означает получение предприятием денежных средств, которые необходимы ему для осуществления хозяйственной деятельности и оплаты налогов и различных платежей. В конечном итоге. Размер и динамика продаж сказываются на финансовом состоянии предприятии, его позициях на рынках сбыта.

Основными направлениями анализа являются:

1. Анализ выполнения плана по отгрузке

2. Изучение динамики реализации

3. Анализ выполнения экспортных поставок

4. Исследование влияния факторов на объем реализации

5. Анализ рисков невостребованной продукции

Анализ выполнения плана продаж проводят путем исследования процента выполнения плана. Однако, при оценке степени выполнения плана необходимо обеспечить сопоставимость показателей по уровню цен, поскольку в плане объем реализации учитывается в ценах, действовавших на начало отчетного периода, а в отчете в фактически действующих ценах. Для этого фактический объем реализации пересчитывается в цены, принятые в плане.

Кроме того, анализ реализации тесно связан с выполнением договорных обязательств, поэтому необходимо проанализировать выполнение плана с учетом договорных обязательств.

Квып догов обязательс

Qфакт – Q недопостав. объемов по отд. договорам

К вып. пл. договорных обязательств =

Q план

Анализ динамики продаж проводится с помощью системы показателей динамики (темп роста, темп прироста, темпы наращивания). При изучении динамики также необходимо обеспечить сопоставимость по уровню цен, для этого выручка от реализации корректируется с учетом:

а) индекса розничных цен на потребляемые товары, если основная деятельность предприятия производство и реализация товаров и услуг непосредственно населению;

б) индекса оптовых цен, если большая часть продукции продается оптовикам;

в) индекс цен средств производства, если большая часть продукции представляет собой товары производственного назначения.

Например:

Q0 = 12000 руб.

Q1 = 13000 руб.

Iцен = 1,2 (цены в отчетном году выросли на 20%)

Q скорректир. = 13000: 1,2 = 10833 руб.

Троста = * 100% = 90,3%

Тприроста = - 9,7%

Важнейшим направлением анализа является исследование влияния факторов на объем продаж. В основе анализа лежит товарный баланс. Который выглядит следующим образом:

Р = О нач. + П – О кон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: