Цель анализа - выявление резервов снижения себестоимости выпускаемой продукции и экономии затрат на производство и реализацию продукции.
Себестоимость продукции представляет собой выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов.
Основные направления анализа:
1. Анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов её изменения.
2. Горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям затрат.
3. Факторный анализ себестоимости продукции, выявление резервов снижения себестоимости.
В зависимости от целей проводится ретроспективный анализ, оперативный, предварительный и прогнозный анализ.
Ретроспективный анализ - проводится с целью накопления информации о динамике затрат и факторах их изменения. Его результаты используются для планирования себестоимости, разработки ценовой политики, принятия управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции.
Оперативный анализ – проводится по данным учёта за 1, 5, 10 дней с целью выявления непроизводительных затрат и потерь и используется для гибкого маневрирования ресурсами.
|
|
Предварительный анализ – проводится на 1 стадии жизненного цикла изделия (этап НИОКР).
Перспективный анализ – призван определить возможное увеличение или снижение себестоимости продукции в целом по предприятию и по отдельным видам изделий в связи с прогнозируемыми изменениями на рынке ресурсов.
Информационная база:
1. Отчет о финансовых результатах
2. форма №5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции»
3. Форма 1-п «Основные сведения о деятельности предприятия»
4. Данные бухгалтерского учёта – лимитно-заборные карты, требования, маршрутные листы, отчёты цехов, участков.
5. Данные бизнес-плана.
Система показателей:
1. Полная себестоимость выпущенной продукции.
2. Производственная себестоимость
3. Цеховая себестоимость
4. Себестоимость единицы выпускаемой продукции, определяемая по видам продукции
5. Затраты на рубль товарной продукции (обобщающий показатель)
2 Общая оценка выполнения плана и динамики себестоимости
Порядок анализа выполнения плана и динамики себестоимости продукции:
1. Дается общая оценка степени выполнения плана по себестоимости всей фактически выпущенной продукции, путем сопоставления фактической себестоимости с плановой, пересчитанной на фактический объем производства.
∑q1 c1
Процент выполнения плана =
∑ q1 cпл
с – себестоимость единицы соответствующего вида продукции в отчетном периоде
q – объем продукции соответствующего вида в натуральном выражении в отчетном периоде и плановая
|
|
2. Исследуется динамика себестоимости на основании показателей темпа роста и темпа прироста, путем сравнения фактической себестоимости отчетного года с себестоимостью прошлого года, пересчитанной на фактический объем производства.
∑q1 c1
Темп роста =
∑ q1 c0
3. Определяется удельный вес фактической себестоимости сравнимой и несравнимой товарной продукции в общей величине себестоимости выпуска.
4. Определяется удельный вес экономии или перерасхода по себестоимости сравнимой и несравнимой продукции в общем отклонении себестоимости.
5. Исследуются различия в процентных снижениях себестоимости сравнимой и несравнимой товарной продукции.
Оценка выполнения задания по себестоимости товарной продукции
Показатели | Фактический выпуск по полной себестоимости | Отклонения от плана (экономия или перерасход) | Удельный вес в процентах | |||
план | факт | в абсолютной сумме | в процентах | в фактической себестоимости | в экономии или перерасходе | |
а | 3 = 2 - 1 | 4 = 3: 1 | 2а:2=5=2б:2 | 3а:3=6=3б:3 | ||
1.Вся фактически выпущенная продукция (тыс.руб.) в том числе: а)сравнимая б)несравнимая | -286 -92 -194 | -1,09 -0,42 -3,46 | 79,1 20,9 | 32,1 67,9 |
Таким образом, фактическая себестоимость продукции оказалась существенно ниже запланированной величины, сверхплановая экономия равна 286000 р., или 1,09%, в том числе по сравнимой товарной продукции 92000 р., по несравнимой 194000р. Наблюдают неодинаковое снижение себестоимости сравнимой и несравнимой продукции, по сравнимой она снизилась на 0,42%, по несравнимой на 3,46%.
В результате большая часть всей экономии от снижения себестоимости продукции получена за счет снижения себестоимости несравнимой товарной продукции (67,9%), при этом удельный вес сравнимой продукции в общей экономии равен 32,1%.
Причиной такого соотношения может быть неправильное планирование несравнимой товарной продукции и неправильная ее калькуляция.
Одним из факторов, влияющих на себестоимость выпускаемой продукции является изменение отпускных цен на применяемое сырье и материалы. Это внешний фактор, который не зависит от деятельности предприятия. При оценке степени выполнения плана по себестоимости необходимо учесть влияние данного фактора. Для этого определяют фактическое удорожание стоимости израсходованных материальных ресурсов. К полученной экономии от снижения себестоимости необходимо добавить удорожание материальных ресурсов.