Основные направления, информационная база анализа

Цель анализа - выявление резервов снижения себестоимости выпускаемой продукции и экономии затрат на производство и реализацию продукции.

Себестоимость продукции представляет собой выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов.

Основные направления анализа:

1. Анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов её изменения.

2. Горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям затрат.

3. Факторный анализ себестоимости продукции, выявление резервов снижения себестоимости.

В зависимости от целей проводится ретроспективный анализ, оперативный, предварительный и прогнозный анализ.

Ретроспективный анализ - проводится с целью накопления информации о динамике затрат и факторах их изменения. Его результаты используются для планирования себестоимости, разработки ценовой политики, принятия управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции.

Оперативный анализ – проводится по данным учёта за 1, 5, 10 дней с целью выявления непроизводительных затрат и потерь и используется для гибкого маневрирования ресурсами.

Предварительный анализ – проводится на 1 стадии жизненного цикла изделия (этап НИОКР).

Перспективный анализ – призван определить возможное увеличение или снижение себестоимости продукции в целом по предприятию и по отдельным видам изделий в связи с прогнозируемыми изменениями на рынке ресурсов.

Информационная база:

1. Отчет о финансовых результатах

2. форма №5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции»

3. Форма 1-п «Основные сведения о деятельности предприятия»

4. Данные бухгалтерского учёта – лимитно-заборные карты, требования, маршрутные листы, отчёты цехов, участков.

5. Данные бизнес-плана.

Система показателей:

1. Полная себестоимость выпущенной продукции.

2. Производственная себестоимость

3. Цеховая себестоимость

4. Себестоимость единицы выпускаемой продукции, определяемая по видам продукции

5. Затраты на рубль товарной продукции (обобщающий показатель)

2 Общая оценка выполнения плана и динамики себестоимости

Порядок анализа выполнения плана и динамики себестоимости продукции:

1. Дается общая оценка степени выполнения плана по себестоимости всей фактически выпущенной продукции, путем сопоставления фактической себестоимости с плановой, пересчитанной на фактический объем производства.

∑q1 c1

Процент выполнения плана =

∑ q1 cпл

с – себестоимость единицы соответствующего вида продукции в отчетном периоде

q – объем продукции соответствующего вида в натуральном выражении в отчетном периоде и плановая

2. Исследуется динамика себестоимости на основании показателей темпа роста и темпа прироста, путем сравнения фактической себестоимости отчетного года с себестоимостью прошлого года, пересчитанной на фактический объем производства.

∑q1 c1

Темп роста =

∑ q1 c0

3. Определяется удельный вес фактической себестоимости сравнимой и несравнимой товарной продукции в общей величине себестоимости выпуска.

4. Определяется удельный вес экономии или перерасхода по себестоимости сравнимой и несравнимой продукции в общем отклонении себестоимости.

5. Исследуются различия в процентных снижениях себестоимости сравнимой и несравнимой товарной продукции.

Оценка выполнения задания по себестоимости товарной продукции

    Показатели Фактический выпуск по полной себестоимости Отклонения от плана (экономия или перерасход) Удельный вес в процентах
  план   факт в абсолютной сумме в процентах в фактической себестоимости в экономии или перерасходе
а     3 = 2 - 1 4 = 3: 1 2а:2=5=2б:2 3а:3=6=3б:3
  1.Вся фактически выпущенная продукция (тыс.руб.) в том числе: а)сравнимая б)несравнимая               -286     -92 -194   -1,09     -0,42 -3,46       79,1 20,9       32,1 67,9

Таким образом, фактическая себестоимость продукции оказалась существенно ниже запланированной величины, сверхплановая экономия равна 286000 р., или 1,09%, в том числе по сравнимой товарной продукции 92000 р., по несравнимой 194000р. Наблюдают неодинаковое снижение себестоимости сравнимой и несравнимой продукции, по сравнимой она снизилась на 0,42%, по несравнимой на 3,46%.

В результате большая часть всей экономии от снижения себестоимости продукции получена за счет снижения себестоимости несравнимой товарной продукции (67,9%), при этом удельный вес сравнимой продукции в общей экономии равен 32,1%.

Причиной такого соотношения может быть неправильное планирование несравнимой товарной продукции и неправильная ее калькуляция.

Одним из факторов, влияющих на себестоимость выпускаемой продукции является изменение отпускных цен на применяемое сырье и материалы. Это внешний фактор, который не зависит от деятельности предприятия. При оценке степени выполнения плана по себестоимости необходимо учесть влияние данного фактора. Для этого определяют фактическое удорожание стоимости израсходованных материальных ресурсов. К полученной экономии от снижения себестоимости необходимо добавить удорожание материальных ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: