В то время как на лекции были изучены предмет и метод всей экономической теории в целом, семинар рекомендуется посвятить особенностям предмета и метода на микро – и макроуровнях.
Первый вопрос целесообразно начать с разграничения микро- и макроэкономики как основных разделов современной экономики. С этой целью можно задать следующие вопросы: Что изучает экономика (наука)? Каковы предметы микро- и макроэкономики? Как соотносятся предметы экономики, микро- и макроэкономики? Различаются ли методы микро - и макроэкономики? Закрепление материала достигается также с помощью тестов типа: «Определите какие явления относятся к микро-, а какие к макроэкономике?»
По проблеме первого вопроса рекомендуется заслушать доклад «Основные этапы создания современной микроэкономики». По итогам доклада важно обратить внимание студентов на то, что в микроэкономике господствует неоклассический подход, в то время как в макроэкономике, наряду с данным подходом, будут изучаться кейнсианские и монетаристские взгляды. Также важно то, что в ряде тем (например, в теме «Предприятие (фирма) в условиях различных рыночных структур») придется рассматривать и марксистскую концепцию, ибо российская хозяйственная практика оперирует такими терминами (себестоимость, фонды, рентабельность и др.), которые не используются на Западе.
В качестве проблемного вопроса можно попросить студентов соотнести принципы экономики с соответствующими разделами (микро- и макроэкономика).
Второй вопрос посвящен элементам большинства экономических теорий. Для изучения этой проблемы целесообразно вернуться к определению предмета экономики и задать студентам вопросы: Сформулируйте цели людей, указанные в данном определении; Имеются ли какие-либо ограничения, лимитирующие достижение этих целей? Почему люди вынуждены совершать выбор? Всегда ли существуют варианты выбора? Какими соображениями индивиды руководствуются при совершении выбора? Эти и другие вопросы должны привести слушателей к выводу о том, что экономическая теория в целом, как наука, а также ее части (теория производства, теория потребления и др.) включают в себя: 1) утверждения о целях; 2) утверждения об ограничениях, налагаемых на возможности; 3) утверждения о вариантах выбора. В целом их объединяет принцип рациональности, которым руководствуются люди; они выбирают наилучший путь к достижению своих целей, исходя из ограничений, с которыми сталкиваются. В связи с этим целесообразно рассмотреть проблему «Homo еconomiсus”, задав вопрос: Чем данное понятие отличается от понятия «Homosapiens»?
В центре третьего вопроса находятся следующие проблемы: 1. Связано ли создание экономической модели с потерей части информации? 2. В любой ли модели можно выделить экзогенные и эндогенные величины? 3. Модели статические и динамические: в чем их различие?
Поскольку простейшим видом экономико-математических моделей являются графики, постольку на семинаре целесообразно проанализировать графические изображения простейших зависимостей (положительные, отрицательные наклоны; изменение наклонов, переходы из положительного в отрицательный наклон и наоборот).
Чтобы помочь студентам уяснить особое значение экспериментов в экономике, попросите их ответить, например, на вопросы: Для чего нужны эксперименты? Приведите примеры экономических и неэкономических экспериментов. На каком уровне (микро- или макро-) они могут осуществляться?
Изучение четвертого вопроса должно подвести студентов к решению одной из главных проблем темы: В каких пределах экономическая теория может быть полезной для прогнозирования экономической ситуации? Рекомендуется начать ее с ряда подвопросов: В чем отличие причинно-следственных и функциональных связей? Приведите примеры связей обоих типов. Целесообразно также решение тестов типа: «Какие связи относятся к причинно-следственным, а какие к функциональным?» Уяснение данной проблемы даст основу для перехода к природе прогноза и изучения соотношения экономической теории и экономического прогнозирования. Здесь целесообразны вопросы: Любая ли теория может дать прогноз? Если да, то в какой форме? Как соотносятся модель и прогноз? Ответы на них предоставят возможность уяснить студентам, что любая теория может дать условный прогноз в форме: «Если А, то В, при прочих равных». Далее можно задать дополнительные вопросы: Каковы основные причины ошибок, совершаемых при прогнозировании? Если неверна теория, на которой основан прогноз, то может ли быть верен этот прогноз? Почему необходимо уделять особое внимание условной природе прогноза? Почему многие экономические переменные трудно прогнозируемы? Эти вопросы не только помогут студентам разобрать причины ошибок при прогнозировании, но и подведут их к пониманию соотношения объективного и субъективного в экономике, взаимосвязи экономической науки и экономической политики.
Формулирование преподавателем закона непредвиденных последствий (свойство политических действий иметь непреднамеренные эффекты в дополнение к тем, которые были целью этих действий) и изучение того, как он сказывается на достоверности прогнозов, на экономической политике в целом является логическим завершением вопроса.






