Методические рекомендации к лекции

Общую логическую схему раскрытия темы рекомендуется построить вокруг вопросов: Что изучать? Как изучать? Для чего изучать? Ответ на первый вопрос поможет раскрыть нам предмет экономики, на второй - ее метод, на третий – ее функции.

Первый вопрос целесообразно начать с примера, на котором можно наглядно продемонстрировать, разъяснить слушателям понятие редкости, ограниченности благ (в самом простом виде, как ситуации, когда чего-то не хватает на всех). Отсюда логично перейти к определению предмета экономической теории (экономики): наука, изучающая выборы, которые люди совершают, используя ограниченные ресурсы для удовлетворения своих желаний и потребностей.

Данное определение рекомендуется прокомментировать, обратив внимание студентов на следующие три момента: 1) потребности постоянно возрастают, каждая удовлетворенная потребность рождает следующую; 2) ресурсы редки, ограниченны, зачастую эта ограниченность не абсолютная, а относительная; 3) экономика - общественная наука, изучает отношения между людьми, ибо и редкость, и потребность, и выборы - сугубо человеческие феномены.

Уяснению предмета экономики поможет также рассмотрение его эволюции во времени и в пространстве. Это даст возможность не только показать само развитие экономической науки, но и познакомить слушателей с различными школами экономической мысли, с разными подходами к определению предмета, а также объяснить то, что слушатели будут изучать экономическую теорию в варианте «экономикс» (на это ориентирует Федеральный стандарт). В связи с тем, что кроме подхода «экономикс» к определению предмета экономической теории, существовали и продолжают существовать другие, целесообразно кратко остановиться и на них. Предлагаем рассмотреть данную проблему в следующей последовательности: 1) экономия и хрематистика; 2) политическая экономия (меркантилизм, физиократы, классическая политэкономия, марксизм, маржинализм, историческая школа); 3) экономикс (экономика): кейнсианство, монетаризм. В связи с тем, что в Федеральном стандарте имеются вопросы, связанные с институциональной теорией, считаем необходимым, кратко охарактеризовать и ее.

Экономика – многогранная наука. Соответственно, имеются различные подходы к ее изучению. Наиболее распространенный - деление ее на микро- и макроэкономику. В последние годы значительную часть преподавателей заинтересовал, на наш вгляд, дополняющий эту логику подход раскрытия экономики через основные ее идеи, принципы.

В данной лекции мы рекомендуем дать 12 принципов экономической теории: Принцип 1. Людям часто приходится идти на компромисс – отказываться от одних благ ради получения других; Принцип 2. Ценность блага есть то, что от него можно получить. Стоимость блага есть то, что за него надо отдать; Принцип 3. Рациональные люди сравнивают предельные величины выгод (полезности) и издержек; Принцип 4. Люди заботятся о будущем; Принцип 5. Люди учитывают неопределенность; Принцип 6. Люди отвечают за результаты своих решений; Принцип 7. Люди реагируют на изменение обстоятельств, на стимулы; Принцип 8. Обмен (благами) может помочь каждому повысить свое благосостояние; Принцип 9. Рынок обычно представляет собой хороший способ координации экономической активности; Принцип 10. Правительство может иногда улучшить результаты действия рынка; Принцип 11. Уровень жизни в стране зависит от ее способности производить блага; Принцип 12. Цены растут, когда правительство выпускает дополнительные деньги. Их можно объединить в основные группировки принципов: I. Как люди принимают хозяйственные решения (принципы 1-7); II. Как люди взаимодействуют в экономической жизни (принципы 8-10); III. Как работает экономика в целом (принципы 11-12).

Для наглядности желательно рассмотреть первый из принципов – «Человек выбирает», закрепляя тем самым у студентов содержание предмета экономической науки.

Второй вопрос посвящен проблеме «Как изучать?», т.е. методу экономической теории (экономики). В наиболее широком смысле к методу науки относится логика и весь разработанный в ее рамках научный аппарат. В связи с тем, что студенты к данному моменту уже прослушали курсы логики, философии, других общественных наук, они, как правило, знакомы с основными чертами методов изучения экономики. Напомнить их можно в следующем порядке:

1) Формальная логика: понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, противоречие, проблема, гипотеза. Рассматривая элементы формальной логики, имейте в виду, что внимание студентов обычно привлекает исследование логических ошибок типа «после этого – значит по причине этого», «верное для единичного – верно для общего» и др.;

2) Диалектическая логика (восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического, противоречия как источник развития и др.);

3) Математическая логика. Применение математических методов в экономике (их можно проиллюстрировать, например, на графике, а также на алгебраической записи функции спроса). Экономические модели.

4) Экономические эксперименты.

Рекомендуем обратить внимание студентов на то, что существенным моментом, отличающим метод экономической теории от ряда других общественных наук, является выделение нормативной и позитивной экономики.

Ответив на вопросы «Что?» и «Как?», логично перейти к ответу на вопрос «Для чего?» Это основная проблема третьего вопроса. Вопрос рекомендуется излагать сквозь «призму» функций экономической теории.

1. Познавательная функция. Для ее раскрытия можно задать студентам несколько вопросов, например: Какова связь инфляции и безработицы? Выплачивается ли зарплата из прибыли? и т.д. Как правило, неточные ответы на эти вопросы покажут необходимость научного познания экономических явлений и процессов изучения экономики.

2. Практическая функция. Здесь целесообразно остановиться на взаимосвязях экономической науки, экономической политики и хозяйственной практики, рассмотреть роль экономической науки (теории) в этой триаде. Важно также разъяснить студентам причины неопределенности результатов экономической политики.

3. Методологическая функция. Ее рекомендуется рассмотреть через соотношения и связи экономической теории с другими экономическими, а также смежными науками.

Можно также внести в лекцию и проблемную ситуацию, задав студентам вопрос: выполняет ли экономическая наука идеологическую функцию?

В заключительной части лекции рекомендуется показать необходимость экономического образования, мышления в современных условиях, остановиться на том, какие аспекты экономической науки могут пригодиться студентам в жизни, а также в работе по выбранной специальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: