Методические рекомендации к лекции

Первый вопрос можно начать с изложения следующих утверждений:

1. «Производство материальных благ является основой жизни человеческого общества, ибо создает самое основное, самое элементарное условие его существования. Любое общество погибло бы, если бы оно остановило свое производство, хотя бы на несколько недель»;

2. «Поскольку природа не дает в готовом виде всего того, в чем нуждаются люди, постольку они вынуждены постоянно воздействовать на вещества природы с целью превращения их в необходимые им продукты, блага, т.е. вступать в производство».

Оба постулата рекомендуется прокомментировать, привести примеры. Основным выводом этой части лекции может стать: «Производство – всякая деятельность по созданию благ».

Структуру общественного производства целесообразно рассмотреть в трех аспектах:

1. «Общественное производство как единство материального и нематериального производства, производства благ и сферы услуг». Дальнейшая детализация этой проблемы позволит выйти на отраслевую и региональную структуру общественного производства;

2. «Общественное производство как единство четырех фаз: собственно производства, которое неразрывно связано с потреблением; эта связь, в свою очередь, опосредуется распределением и обменом».

3. «Процесс «затраты-выпуск» как центральное звено общественного производства». При рассмотрении данного аспекта логично выйти на понятие воспроизводства (как повторяющегося производства) и рассмотреть его основные виды: простое, расширенное и ссужающееся. По ним важно привести примеры. В частности, сужение, уменьшение производства было характерно для нашей страны в 90-е годы прошлого столетия.

При рассмотрении расширенного воспроизводства рекомендуется обратить внимание слушателей на понятие экономического роста.

Во втором вопросе, оттолкнувшись от второго утверждения первого вопроса и уточнив, что производство это деятельность с помощью производственных факторов, а производственные затраты – это затраты данных факторов (ресурсов), целесообразно рассмотреть две концепции факторов (ресурсов) производства: марксистскую и неоклассическую (концепцию «Экономикс»).

Исследование первой необходимо, считаем мы, постольку, поскольку в современной литературе постоянно применяются такие термины, как «рабочая сила», «предмет труда», «средство труда», «средства производства».

При изучении марксистской концепции факторов производства важно добиться усвоения студентами следующих основных понятий:

1. «Рабочая сила». Это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду, являющаяся главным условием производства в любом обществе. Потребление рабочей силы есть труд, т.е. целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов труда и сил природы в целях удовлетворения его потребностей;

2. «Предмет труда». Это то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта;

3. «Средство труда». Вещь, которую человек помещает между собой и предметом труда, и при помощи которой воздействует на этот предмет;

Пример: кузнец при помощи молота из куска железа выковывает подкову: здесь кузнец – обладатель рабочей силы, молот – средство труда, кусок железа – предмет труда, а подкова – результат труда.

4. Предметы и средства труда в совокупности образуют «средства производства». В отличие от рабочей силы, представляющей собой личный фактор, они образуют вещественный фактор производства.

При изучении основных факторов производства в неоклассической концепции важно обратить внимание на следующие моменты:

1. Факторы производства можно разделить на первичные (труд, земля) и вторичные (капитал). Одно и то же благо в зависимости от ситуации (например, железная руда) может выступить в роли различных факторов (в нашем случае «земля» или «капитал»);

2. Кроме перечисленных основных факторов сегодня общепризнанным является фактор «предпринимательская способность» («предприимчивость»), введенный как понятие в литературу Й.Шумпеттером в начале ХХ века. Важно обратить внимание студентов и на то, что в современных условиях в качестве факторов выступают информация, время и др.

3. Все факторы являются ограниченными (в данное время, в данных условиях).

Третий вопрос, на наш взгляд, занимает центральное место в данной теме. Общая проблема выбора в нашем случае, трансформируется в проблему производственного выбора. Его рассмотрение должно быть направлено на раскрытие принципа экономики «Людям часто приходится идти на компромисс – отказываться от одних благ ради получения других». Особая важность этого вопроса состоит и в том, что он в определенной степени детализирует предмет учебной дисциплины «Микроэкономика» (первый вопрос лекции первой темы).

Начать изложение проблемы рекомендуется с обоснования: почему она (проблема выбора) возникает. При этом важно: во-первых, раскрыть понятие «потребности» и «блага», дать их виды, иерархию (например, потребностей – по пирамиде Маслоу), объяснить, что удовлетворение одной ведет к возникновению новой потребности, росту потребностей в целом; во-вторых, показать, в связи с чем удовлетворение потребностей людей в экономических благах требует увеличения результатов производства; и в-третьих, объяснить, что производственные ресурсы ограничены. Соотнесение этих двух важнейших категорий («потребности» и «ресурсы»), преодоление, в определенный рамках, противоречия «ограниченные ресурсы - неограниченные (быстро растущие) потребности» связано с решением следующих проблем:

а) альтернативного экономического выбора;

б) взаимозаменяемости и взаимодополняемости комбинаций экономических ресурсов;

в) отдачи (производительности) факторов;

г) экономической эффективности.

При ограниченном времени, на наш взгляд, более подробно можно остановиться только на первой проблеме (альтернативного экономического выбора), а остальные (производственные функцию, отдачу и эффективность) – обозначить в общем виде и дать задание на их детализацию на семинарское занятие.

Изложение альтернативного экономического выбора в масштабах общественного производства обычно раскрывается на классическом примере: выборе различных вариантов производства пушек и масла. Для наглядности рекомендуется построить график кривой производственных возможностей.

Основными выводами рассмотрения указанного примера (графика) могут быть следующие:

1. Ограниченность ресурсов делает неосуществимой всякую комбинацию производства пушек и масла, оказывающуюся в точке, расположенной вне кривой (например, в точке К);

2. Увеличение производства масла связано с необходимостью жертвовать все большим количеством пушек, т.к. экономические ресурсы непригодны для полного их использования в альтернативных продуктах (закон возрастающих альтернативных издержек);

3. При увеличении ресурсов или НТР происходит рост потенциального объема производства одного или обоих продуктов (кривая смещается вправо) и наоборот.

Завершая третий вопрос, рекомендуем обратить внимание студентов на то, что: 1) проблема выбора, а также альтернативные издержки могут возникать не только в общественном производстве, но и в домашней экономике, на личностном уровне (поход в кино или на дискотеку), то есть всегда связаны с ограниченностью (редкостью) ресурсов; 2) модель «кривой производственных возможностей» можно использовать и в других случаях, связанных с выбором. Пример: выбор в пользу предметов потребления сегодня ("сегодняшних товаров") приводит к меньшему смещению кривой в будущем по сравнению с выбором в пользу средств производства ("будущих товаров").

В заключении лекции помимо стандартного подведения итогов можно отметить, что «любому обществу в силу ограниченности экономических ресурсов, их развитости приходится делать как технологический, так и социальный выбор, использовать наиболее оптимальные организационно-правовые формы производства». В нашей стране в процессе подобного выбора произошел переход от плановой (централизованной) экономики к рыночной. Рассмотрение экономических систем, рыночной экономики – тема следующей лекции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: