Тема 12. Законодательно – нормативная база регулирования маркетинговой деятельности в кризисном состоянии коммерческого банка

Отличительной чертой банковской деятельности является ее высокая рискованность. Формирование ресурсов банков и их размещение напрямую зависит от множества факторов макроэкономического характера: политической и экономической стабильности в стране, уровня инфляции, доверия кредиторов и инвесторов к банковской системе, развития и устойчивости рынка ценных бумаг и др. Методами централизованного регулирования банковской деятельности являются законодательные акты и нормативные документы органов банковского надзора. К числу основных законодательных актов, регулирующих деятельность кредитных организаций в Российской Федерации, относятся: федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; "О банках и банковской деятельности"; "О банкротстве кредитных организаций"; "О реструктуризации кредитных организаций". Указанные и иные федеральные законы, имеющие отношение к банкам, составляют первый блок правовых документов, определяющих требования к организации банковского менеджмента.

Второй блок нормативно-правовых актов составляют нормативные документы ЦБ, определяющие состав и содержание норм и требований к коммерческим банкам.

Третий блок документов, обусловливающих содержание банковского менеджмента, составляют нормативные документы самих кредитных организаций. К ним относятся различные положения, инструкции, методики, определяющие политику кредитной организации в целом и по определенным направлениям, плановые показатели деятельности, порядок осуществления отдельных операций и предоставления услуг, методики осуществления аналитических разработок, порядок осуществления внутрибанковского контроля, требования к кредитной документации и другие вопросы.

Правовая основа банковского менеджмента постоянно расширяется и совершенствуется, что требует повышения профессионализма банковских менеджеров.

Основные принципы управления и финансового оздоровления кредитных институтов, находящихся в кризисной ситуации, по существу, классифицировал сам Центральный Банк, определив экспертным путем кризисное состояние кредитной организации, а также принимая во внимание, что банки с подобными показателями и тенденциями в работе может в самом скором будущем доставить серьезнейшие проблемы как региону, в котором он работает, так и свои клиентам.

ЦБР вправе ввести в банк временную администрацию с целью проведения политики финансового оздоровления, либо, наоборот, с целью подготовки к реализации программы банкротства. ЦБР дает возможность администрации банка разработать и реализовать программу финансового оздоровления кредитного учреждения. Подход к принципам санации кредитного учреждения очень прост: надо что-то делать. Первые три возможных сценария развития событий предполагают полное обновление банка (замена руководящих постов в администрации банка, в бухгалтерии; введение временной администрации) или предписывают ряд действий, опираясь на которые существующая администрация могла бы реорганизовать банк. Последний, четвертый сценарий, предполагает выработку, написание и претворение в жизнь плана финансового оздоровления банка посредством и силами самого банка (существующей администрации).

Естественно, ЦБ хотелось бы, чтобы банк сам пытался решить свои проблемы, поскольку, никто, кроме существующей администрации не будет знать их так глубоко. Введение временной администрации или предписание о замене руководства – это, по существу, последняя инстанция, на которую может опереться ЦБ для поддержания и/или восстановления проблемного банка. ЦБ пытается как можно плотнее работать с проблемной кредитной организацией. Ведь к кризисному банку применяется не какой-то конкретный подход (либо замена руководства, либо реорганизация), а весь набор способов и методов, с помощью которых можно выровнять финансовое положение такого банка.

Мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организа­ции (планы санации) разрабатываются и составляются в соответствии с требо­ваниями, предусмотренными указаниями Банка России от 22.11.96 № 363 “О планах санации кредитных организаций” и письмами Банка России от 30.04.97 № 443 “О методических рекомендациях по составле­нию планов санации кредитными организациями”, от 28.05.1997 № 457 “О критериях определения финансового состояния банков”.

Устанавливается реальное финансовое положение кредитной ор­ганизации, оценивается реальность мероприятий, предусмотренных планом санации, и на этой основе определяется возможность восстанов­ления платежеспособности, ликвидности и дальнейшего развития кре­дитной организации в результате выполнения мероприятий по ее фи­нансовому оздоровлению.

Для установления реального финансового положения кредитной ор­ганизации выясняется, имеется ли у нее недостаток собственных средств (капитала) и ликвидных активов, а также определяется их размер.

Для определения недостатка собственных средств (капитала) рас­считывается, прежде всего, сумма, необходимая для покрытия возмож­ных и имеющихся потерь (обесценения) активов, и устанавливается сумма обязательств, которая не была учтена в балансе (не начисленная задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами, кредитора­ми и вкладчиками, в том числе по процентам, штрафам, пеням и не­устойкам), а также сумма внебалансовых обязательств (гарантии, по­ручительства), по которым наступил момент платежа, но он не был со­вершен из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредит­ной организации. Сумма, которая требуется для покрытия возможных и имеющих­ся потерь (обесценения) активов, определяется путем оценки стоимости всех активов кредитной организации. Недостаток капитала определяется как разница между суммой собственных средств (капитала), которая минимально необходима для выполнения экономических нормативов, пересчитанных на осно­ве показателей расчетного баланса, и суммой собственных средств (капитала).

Для определения недостатка у кредитной организации ликвид­ных средств следует оценить разницу между обязательствами до востребования и на срок до 30 дней и ликвидными активами.

При оценке возможности восстановления платежеспособности и ликвидности кредитной организации в результате выполнения ме­роприятий по ее финансовому оздоровлению проверя­ется, прежде всего, соответствие этих мероприятий требованиям действу­ющего законодательства и нормативных актов Банка России. Затем ме­роприятия оцениваются с точки зрения сроков их выполнения и способности реально обеспечить восстановление платежеспособности и лик­видности кредитной организации.

При оценке мероприятий по сокращению административно-хо­зяйственных расходов кредитной организации выясняется насколько они будут обеспечивать нормальное ее функционирование и выполне­ние ею намеченных мероприятий по финансовому оздоровлению при снижении расходов. Для этого следует, в частности, сравнить по струк­туре и динамике планируемые и ранее произведенные расходы. Это по­зволит определить реальность планируемого снижения тех или иных расходов.

При оценке реальности мероприятий, предусматривающих по­вышение доходности операций кредитной организации, определяется в какой степени кредитная организация имеет технические и финансовые возможности развивать операции, которые могут принести доход, и по­зволяет ли ситуация на финансовых и других рынках развивать эти на­правления бизнеса, возможности направлять свободные денежные сред­ства в какие-либо активные рентабельные операции.

Признанные реальными мероприятия следует оценивать с точки зрения их влияния на финансовое оздоровление кредитной организа­ции, имея в виду, что выполнение всех этих мероприятий должно обес­печить восстановление платежеспособности и ликвидности, то есть по­крыть недостаток капитала и ликвидных средств.

В этих целях мероприятия, направленные на восстановление лик­видности кредитной организации, анализируются в первую очередь, так как обеспечение своевременных расчетов по текущим обязательствам является одним из основных условий выполнения данной кредитной ор­ганизацией мероприятий по финансовому оздоровлению.

При оценке влияния указанных мероприятий на восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации следует ис­ходить из того, что кредитная организация будет осуществлять в период проведения санационных мероприятий все присущие ей операции, в том числе формирование различных резервов, включая резервы под возможные потери стоимости активов, обязательные резервы, депони­руемые в Банке России, и резервный фонд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: