Банковская конкуренция - это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.
Сферой банковской конкуренции является банковский рынок. Его специфика заключается в том, что это - очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов. Правильнее говорить не об одном, а о многих банковских рынках.
Выделяются следующие уровни конкурентной борьбы.
1. Основной уровень - конкуренция между коммерческими банками (универсальными и специализированными). С усиление конкуренции все больше проявляется тенденция к универсализации банковской деятельности, т.к. "банковский супермаркет" в условиях рынка лучше адаптируется к колебаниям рыночной конъюнктуры, а значит и более конкурентоспособен.
2. Коммерческие банки испытывают серьезную конкуренцию со стороны небанковских кредитно-финансовых институтов (страховых компаний, пенсионные и инвестиционные фонды, финансовые брокеры и др.).
|
|
3. Конкуренция со стороны нефинансовых структур (торговые дома, почта, автопромышленные предприятия и др.).
Кроме этих трех уровней можно выделить два подуровня:
4. Индивидуальная конкуренция, где конкурентами являются отдельные кредитные институты;
5. Групповая конкуренция - когда образуются конкурентные группы из родственных кредитных институтов.
Исследование конкурентной среды банка в рамках анализа среды маркетинга необходимо направлять на тщательное изучение основных конкурентов, разрабатывая информационные системы для их анализа.
В современных условиях конкуренция приняла все более неценовой характер и связана она главным образом с качеством банковского товара.
Рассматривать качество банковского товара в банковском маркетинге можно с различных сторон, а именно: как средство дифференциации клиентской базы; как средство привлечения клиентов; как средство удержания клиентов, а также как средство воспитания самого клиента банка. В настоящее время многие российские коммерческие банки уделяют этому недостаточное внимание, относятся к проблеме качества недостаточно серьезно.
Итак, банковская конкуренция имеет ряд особенностей, отличающих ее от конкуренции в других сферах экономики:
- банковская конкуренция отличается развитостью форм и высокой интенсивностью;
- конкурентами коммерческих банков выступают многие другие категории конкурентов.
С универсальными банками конкурируют специализированные банки (сберегательные, ипотечные, инвестиционные банки, обслуживающие предприятия малого и среднего бизнеса, клиринговые, инновационные банки), небанковские кредитные организации, нефинансовые организации (кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, клиринговые палаты, финансовые брокеры, инвестиционные компании, пенсионные фонды, почта, торговые дома);
|
|
- конкурентное пространство представлено многочисленными банковскими рынками, на одних из которых банки выступают как продавцы, на других - как покупатели;
- внутриотраслевая конкуренция носит преимущественно видовой характер, что связано с дифференциацией банковского продукта и услуг;
- банковские продукты и услуги могут взаимозаменять друг друга, но не имеют конкурентоспособных "внешних" (небанковских) заменителей, в связи с чем межотраслевая конкуренция осуществляется преимущественно посредством перелива капитала;
- в банковском деле отсутствует ряд входных барьеров, характерных для многих отраслей, что ведет к относительно большей интенсивности конкуренции в этой сфере;
- ограничения ценовой конкуренции выдвигают на первый план проблемы управления качеством банковского продукта, услуги рекламы;
- банковские рынки являются рынками дифференцированной олигополии, предоставляющими широкие возможности для кооперации и согласования рыночной политики различных кредитных организаций;
- наряду с индивидуальной может иметь место групповая банковская конкуренция.
Итак, сфера банковской конкуренции весьма обширна, а конкурентная среда многообразна и разнородна. Эти факторы необходимо учитывать в банковском маркетинге.