Лабораторная работа № 3
Системы счисления
Определение: Под системой счисления понимается способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков.
Системы счисления делятся на:
- Позиционные, в которых значение каждого числового знака (цифры) в записи числа зависит от его позиции (или разряда).
Например, десятичная система счисления. В зависимости от позиции цифры в числе, она может отвечать за десятки, сотни, тысячи и т.д.
Рассмотрим число 567.
В нем цифра 5 стоит в разряде сотен, то есть получаем 5 х 100= 500
ИЛИ, 5 х 102 = 500
Цифра 6 стоит на позиции десятков, получаем 6 х 10 = 60
ИЛИ, 6 х 101 = 60
Цифра 7 стоит в разряде, соответствующем единицам, то есть имеем 7 х 1= 7
ИЛИ 7 х 100 = 7
Сложив все значения на позициях (по разрядам), получим:
5 х 102 + 6 х 101 + 7 х 100 = 567
Рассмотрим число 56.
В нем, в отличии от предыдущего примера, цифра пять означает пятьдесят, а цифра 6 – 6 единиц.
- Непозиционные, в которых значение каждого знака не зависит от расположения этого знака в числе.
Примером непозиционной системы счисления является Римская система счисления. В ней для записи чисел используются буквы латинского алфавита.
I - означает "один";
V - означает "пять";
X - означает "десять";
L - означает "пятьдесят";
C - означает "сто";
D - означает "пятьсот";
M - означает "тысяча";
Для записи чисел в римской системе используются два правила:
1- каждый меньший знак, поставленный слева от большего, вычитается из него;
2- каждый меньший знак, поставленный справа от большего, прибавляется к нему.
Рассмотрим Двоичную систему счисления — это позиционная система счисления с основанием 2. Благодаря непосредственной реализации в цифровых электронных схемах, двоичная система используется практически во всех современных компьютерах и прочих вычислительных электронных устройствах.
Для записи чисел в двоичной системе счисления используются две цифры: 0 и 1.
Именно поэтому она используется в электронных устройствах, принцип работы которых основан на присутствии двух устойчивых состояний: высокое напряжение – низкое напряжение, есть ток – нет тока, намагничено – ненамагничено и т.д.
Форму записи числа в двоичной системе счисления рассмотрим на примере:
Пусть нам дано следующее число 10012
Индекс 2 в конце записи указывает на то, в какой системе счисления записано число.
То есть, числа 10012 и 100110 – это два разных числа в различных системах счисления.
Число 100110 в десятичной системе счисления означает «одна тысяча один»
Переведем число 10012 из двоичной системы счисления в десятичную.
Для этого найдем сумму разрядов числа, как мы делали в примере с числом 567. Но вместо степени числа 10, будем использовать степень числа 2:
10012 = 1 х 23 + 0 х 22 + 0 х 21 + 1 х 20 = 8 + 0 + 0 + 1 = 910
То есть, число 10012 в двоичной системе счисления – есть число девять в десятичной системе счисления.
Аналогично выполняется действия для перевода из системы счисления с заданным основанием в десятичную. Необходимо только вместо числа 2 подставить основание заданной системы счисления.
Обратный перевод, из десятичной системы счисления в двоичную, выполняется по следующему алгоритму: необходимо делить число на основание системы счисления 2 до тех пор, пока частное от деления не станет меньше основания системы счисления (то есть, пока оно не будет равно 0 или 1), а остатки от деления на промежуточных этапах фиксировать по порядку. Для получения результата надо записать частное от деления (0 или 1), а далее все остатки от деления в обратной последовательности.
Рассмотрим пример, переведем число 1110 в двоичную систему счисления:
11: 2 = 5, остаток 1
5: 2 = 2, остаток 1
2: 2 = 1, остаток 0
частное от последнего деления равно 1, это меньше основания системы счисления (1<2), поэтому деление останавливаем и записываем полученное число, вначале частное от деления, далее остатки в обратном порядке: 10112
Проверка: 1 х 23 + 0 х 22 + 1 х 21 + 1 х 20 = 8 + 0 + 2 + 1 = 1110
Аналогичные алгоритмы применяются для перевода из десятичной системы счисления в любую другую с заданным основанием.
ЗАДАНИЕ № 1:
Перевести числа в заданную систему счисления
№ варианта | Исходное число | Основание исходной системы счисления | Основание системы счисления для перевода | Исходное число | Основание исходной системы счисления | Основание системы счисления для перевода |
ЗАДАНИЕ № 2:
Какое из перечисленных ниже равенств верно для заданных в таблице чисел:
1. A < B
2. A > B
3. A = B
№ варианта | Число А | Основание системы счисления для числа А | Число B | Основание системы счисления для числа B |
Задание выполняется в аудитории. Расчетное время выполнения – 1 академический час.
Отчет оформляется в аудитории и должен содержать:
- ФИО студента, № группы, № варианта
- Задание
- Подробное решение