Методические указания к выполнению контрольной работы

Контрольная работа является важной частью учебной работы студента и предшествует сдаче зачёта. Контрольная работа по дисциплине «Логика» для студентов заочного отделения представляет собой своеобразный отчёт об усвоенном материале и должна демонстрировать умение применять теоретические знания по данной дисциплине при выполнении практических заданий. Выбор задания осуществляется в зависимости от последней цифры номера зачётной книжки.

Например: последняя цифра «0» – вариант контрольной работы № 10; если последняя цифра «1» – вариант № 1 и так далее.

Примеры выполнения заданий:

1. Дать полную логическую характеристику понятию «портфель».

Портфель – непустое, общее, конкретное, разделительное, безотносительное, положительное, нерегистрирующее.

2. Определить вид отношений между понятиями по объёму и изобразить при помощи круговых схем: «живое существо, птица, страус, хищник, коршун».

А – живое существо

В – птица

С – страус

D – хищник

Е – коршун

3. Подобрать понятия соответствующие круговой схеме:

А – зубочистка

В – изделие из дерева

С – стол

4. Обобщить и ограничить понятие: «озеро».

Обобщение: озеро – водоём

Ограничение: озеро – глубокое озеро – Байкал

5. Провести деление понятия «лес» по произвольно выбранному основанию.

Лес

 
 


хвойный не хвойный

тёмнохвойный светлохвойный

6. Проверить правильность деления; в неправильном делении указать, какое правило нарушено: «Люди делятся на умных, неумных и красивых».

В данном делении нарушено правило соразмерности деления и правило деления по одному основанию.

7. Дать определение понятию «школа».

Школа – учебное заведение, в котором получают начальное и среднее образование.

8. Установить правильность определения; если определение не правильное, указать, какое правило нарушено: «Лень – мать всех пороков».

В данном определении нарушено правило ясности и точности.

9. В приведённом суждении найти S, P, связку и кванторное слово, если оно есть; указать качество и количество суждения; привести схему суждения: «Все моряки являются хорошими пловцами».

Кванторное слово – все

S – моряки

Связка – являются

Р – хорошие пловцы

Данное суждение является общим по количеству и утвердительным по качеству. По объединенной классификации суждений оно относится к общеутвердительным и обозначается латинской буквой А.

Схема: Все S суть P.

10. Определить вид суждения, распределённость S и P. Выразить отношение между S и P при помощи круговых схем: «Некоторые библиотечные книги редко читают».

Это частноутвердительное суждение (I).

S – библиотечные книги (не распределён)

P – редко читают (не распределён)

11. Установить вид сложного суждения, указать его составные части, записать суждение с помощью символов: «Если выступаешь без хорошей подготовки, значит, говоришь общо, неинтересно, фразерствуешь».

Выступаешь без хорошей подготовки – p

Говоришь общо – q

Говоришь неинтересно – r

Фразерствуешь – s

Формула данного суждения: (p→(q&r&s))

12. Определить нарушен ли закон достаточного основания в суждении: «Это человек является рецидивистом, так как имеет две судимости».

В этом суждении не нарушен закон достаточного основания, так как по определению рецидивистом является тот, кто повторно совершил преступление.

13. Выяснить могут ли быть одновременно истинными следующие суждения: «Ни один человек не любит кататься на велосипеде» и «Некоторые люди любят кататься на велосипеде».

Эти суждения не могут быть одновременно истинными, так как они находятся в отношении противоречия (см. логический квадрат). А два противоречащих суждения не могут быть одновременно истинными или одновременно ложными.

14. Выяснить могут ли быть одновременно истинными следующие суждения: «Некоторые животные являются хищниками» и «Некоторые животные не являются хищниками».

Данные суждения могут быть одновременно истинными, так как находятся в отношении подпротивоположности.

15. Сделать полный разбор силлогизма: указать заключение, большую посылку, меньшую посылку, больший термин, средний термин, меньший термин, фигуру силлогизма и модус:

P M

Ни один страус не является хищником – большая посылка

S M

Некоторые птицы являются хищниками – меньшая посылка

S P

Некоторые птицы не являются страусами – заключение

S – меньший термин, M – средний термин, P – больший термин.

Силлогизм построен по II фигуре, модусу EIO.

16. Сделать вывод из посылок и проверить правильность силлогизма:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: