Классификация основных прав и свобод личности

Права человека и гражданина - весьма сложные и многообразные явления, которые могут классифицироваться в зависимости от следующих критериев:

1) исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод - на три поколения:

первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (ХVП-ХVШ вв.) гражданские и политические права, которые получили название "негативных", т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине ХХ столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей и стран. Данные права иногда называют "позитивными", ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его "позитивного вмешательства" в их осуществление, создание необходимых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

третье поколение - права коллективные, или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и прочее). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм;

Схема 10.4

┌────────────────────────────┐

│ По этапам провозглашения │

└──────────────┬─────────────┘

┌──────────────────┼─────────────────┐

│ │ │

┌──────────┴──────────┐ │ ┌──────────┴──────────┐

│ Первое поколение │ │ │ Третье поколение │

│ (гражданские и │ │ │ (коллективные, или │

│ политические права) │ │ │ солидарные, права) │

└─────────────────────┘ │ └─────────────────────┘

┌──────────┴──────────┐

│ Второе поколение │

│ (социальные, │

│ экономические и │

│ культурные права) │

└─────────────────────┘

2) в зависимости от содержания на:

- гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);

- политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

- экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, на отдых и др.);

- социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);

- культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.);

Схема 10.5

┌──────────────────────────────┐

│ По содержанию ├──────┐

└──────────────────────────────┘ │

┌────────────────────────────┐ │

│Гражданские или личные ├──────┤

└────────────────────────────┘ │

┌────────────────────────────┐ │

│Политические ├──────┤

└────────────────────────────┘ │

┌────────────────────────────┐ │

│Экономические ├──────┤

└────────────────────────────┘ │

┌────────────────────────────┐ │

│Социальные ├──────┤

└────────────────────────────┘ │

┌────────────────────────────┐ │

│Культурные ├──────┘

└────────────────────────────┘

3) в зависимости от соподчиненности на: основные (участвовать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное право);

Схема 10.6

┌──────────────────────────────┐

│ По соподчиненности │

└──────────────┬───────────────┘

┌─────────────────────────────┴────────────────────────────┐

│ │

┌───┴──────────────────────────┐ ┌─────────────────────────┴────┐

│Основные (участие в управлении│ │ Дополнительные │

│ обществом и государством) │ │ (избирательное право) │

└──────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘

4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству на: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;

Схема 10.7

┌───────────────────────────────────────────────┐

│ По принадлежности к конкретному государству │

└───────────────────────┬───────────────────────┘

┌──────────────────────────────┴──────────────────────────────┐

│ │

│ ┌──────────────────────┐ ┌──────────────────────┐ │

│ │ Права российских │ │ Права лиц │ │

├────┤ граждан │ │ без гражданства ├────┤

│ └──────────────────────┘ └──────────────────────┘ │

│ │

│ ┌──────────────────────┐ ┌──────────────────────┐ │

│ │ Права иностранных │ │ Права лиц с │ │

└────┤ граждан │ │ двойным гражданством ├────┘

└──────────────────────┘ └──────────────────────┘

5) в зависимости от степени распространения на: общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и прочих);

Схема 10.8

┌──────────────────────────────┐

│ По степени распространения │

└──────────────┬───────────────┘

┌─────────────────────┴─────────────────────┐

│ │

┌───┴──────────────────┐ ┌──────────────────┴───┐

│ Общие │ │ Специальные │

└──────────────────────┘ └──────────────────────┘

6) в зависимости от характера субъектов на: индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и прочее);

Схема 10.9

┌──────────────────────────────┐

│ По характеру субъектов │

└──────────────┬───────────────┘

┌─────────────────────┴─────────────────────┐

│ │

┌───┴──────────────────┐ ┌──────────────────┴───┐

│ Индивидуальные │ │ Коллективные │

└──────────────────────┘ └──────────────────────┘

7) в зависимости от роли государства в их осуществлении на: негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

Схема 10.10

┌────────────────────────────────────────┐

│ От роли государства в их осуществлении │

└───────────────────┬────────────────────┘

┌────────────────────┴─────────────────────┐

│ │

┌───┴─────────────────┐ ┌──────────────────┴───┐

│ Негативные │ │ Позитивные │

└─────────────────────┘ └──────────────────────┘

8) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности, на:

- права в сфере личной безопасности и частной жизни;

- права в области государственной и общественно-политической жизни;

- права в области экономической, социальной и культурной деятельности.

Схема 10.11

┌──────────────────────────────────────────────────────────┐

│ В зависимости от особенностей личности ├────┐

└──────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Права в сфере личной безопасности и частной жизни ├────┤

└────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Права в области государственной и общеполитической жизни├────┤

└────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Права в области экономической, социальной и культурной │ │

│деятельности ├────┘

└────────────────────────────────────────────────────────┘


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: