Понятие, признаки и виды законов

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения (схема 13.3).

Классификация законов может проводиться по различным основаниям (схема 13.4).

Схема 13.3

┌───────────────────────────────────────────────────────┐

│ Признаки закона ├────┐

└───────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Принимается только органом законодательной власти ├────┤

│или референдумом │ │

└─────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Особый порядок подготовки и принятия ├────┤

└─────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Должен выражать волю и интересы народа ├────┤

└─────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Обладает высшей юридической силой ├────┤

└─────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Регулирует наиболее важные общественные отношения ├────┘

└─────────────────────────────────────────────────────┘


Схема 13.4

┌────────────────────────────┐

│ Виды законов │

└──────────────┬─────────────┘

┌─────────────────┬────────┴───────┬─────────────────┐

│ │ │ │

┌───────┴──────┐ ┌───────┴──────┐ ┌──────┴───────┐ ┌──────┴───────┐

│по юридической│ │ по субъектам │ │ по предмету │ │ по сроку │

│ силе │ │ законода- │ │ │ │ действия │

│ │ │ тельства │ │ │ │ │

└──────┬───────┘ └──────┬───────┘ └──────┬───────┘ └──────┬───────┘

│ │ │ │

┌──────┴───────┐ ┌──────┴───────┐ ┌──────┴───────┐ ┌──────┴───────┐

│ Конституция │ │ Принятые на │ │ Конституцион-│ │ Постоянные │

│ │ │ референдуме │ │ ные │ │ │

└──────┬───────┘ └──────┬───────┘ └──────┬───────┘ └──────┬───────┘

│ │ │ │

┌──────┴───────┐ ┌──────┴───────┐ ┌──────┴───────┐ ┌──────┴───────┐

│ Федеральный │ │ Принятые │ │Административ-│ │ Временные │

│конституцион- │ │законодатель- │ │ ные │ │ │

│ ный закон │ │ ным органом │ │ │ │ │

└──────┬───────┘ └──────────────┘ └──────┬───────┘ └──────────────┘

│ │

┌──────┴───────┐ ┌──────┴───────┐

│ Федеральный │ │ Гражданские │

│ закон │ │ │

└──────┬───────┘ └──────┬───────┘

│ │

┌──────┴───────┐ ┌──────┴───────┐

│ Закон │ │ Уголовные │

│ субъектов │ │ │

│ Федерации │ │ │

└──────────────┘ └──────────────┘

Правотворчество

Понятие и принципы правотворчества

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов, осуществляемая в рамках установленных процессуальных процедур, по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.


Схема 14.1

┌──────────────────────────┐

│ Принципы правотворчества ├──────┐

└──────────────────────────┘ │

┌─────────────────┐ │

│Научность ├──────────────────────┤

└─────────────────┘ │

┌─────────────────┐ │

│Профессионализм ├───────────────────┤

└─────────────────┘ │

┌─────────────────┐ │

│Законность ├───────────────┤

└─────────────────┘ │

┌─────────────────┐ │

│Демократизм ├────────────┤

└─────────────────┘ │

┌─────────────────┐ │

│Гласность ├─────────┤

└─────────────────┘ │

┌─────────────────┐ │

│Оперативность ├──────┘

└─────────────────┘

и др.

Виды правотворчества

Правотворчество - богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно может быть, естественно, неоднородным.


Схема 14.2

┌────────────────────────────────────┐

│ Виды правотворчества │

└─────────────────┬──────────────────┘

┌─────────────────┴──────────────────┐

│ │

┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐

│ в зависимости от субъектов │ │ в зависимости от значимости │

└──────────────┬──────────────┘ └───────────────┬─────────────┘

│ │

┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐

│ Правотворчество народа в │ │ Законотворчество │

│ процессе проведения │ │ │

│ референдума │ │ │

└──────────────┬──────────────┘ └───────────────┬─────────────┘

│ │

┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐

│ Правотворчество │ │ Делегированное │

│ государственных органов │ │ правотворчество │

└──────────────┬──────────────┘ └───────────────┬─────────────┘

│ │

┌──────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐

│ Правотворчество отдельных │ │ Подзаконное правотворчество │

│ должностных лиц │ │ │

└──────────────┬──────────────┘ └─────────────────────────────┘

┌──────────────┴──────────────┐

│ Правотворчество органов │

│ местного самоуправления │

└──────────────┬──────────────┘

┌──────────────┴──────────────┐

│ Правотворчество │

│ общественных организаций │

└─────────────────────────────┘


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: