—Как мы считаем, когда хотим ответить на вопрос «сколько?»?
—Как мы считаем, когда хотим ответить на вопрос «который?»?
— Как называется счет, которым я считаю?
— На какой вопрос я отвечаю?
Задания на усложнение
—Отсчитай семь треугольников.
—Между первым и вторым поставь круг.
—На котором месте круг?
— Поставь круг четвертым.
— Между которыми по порядку треугольниками стоит круг?
Дидактические игры
«Что изменилось?», «Чего не стало?» (Дети рассматривают ряд предметов и обсуждают их количество и порядок. Дается установка запомнить данную последовательность. Дети закрывают глаза, воспитатель меняет местами или убирает один предмет. Затем обсуждаются вопросы: «Который был? Который стал?». В подготовительной группе можно менять местами или убирать сразу до трех предметов);
«Угадай вопрос». (Одному ребенку на ушко задается вопрос или задание, он его выполняет, дети угадывают, о чем его спросили.);
«Колобок», «Теремок», «Репка», «На водопой», «12 месяцев». (Обсуждается прочитанная сказка, количество героев, порядок их появления и пр.);
|
|
«Рассчитайся по порядку». (Подвижная игра, можно проводить на занятиях по физкультуре.);
«Магазин». (Сюжетная игра, в процессе которой обсуждается количество товара, порядок в очереди и пр.).
Методика ознакомления с обратным счетом (задача 7)
Предварительная работа
В подготовительной группе после выработки навыка называть количественные числительные в прямом порядке формируем у детей умение считать обратным счетом. Это позволяет лучше понять устройство натурального ряда (порядок чисел, отношения соседних чисел, понятия «предыдущее» и «последующее» число).
Особенности наглядного материала
Любые множества с «исчезающим» элементом, числовые и цифровые карточки, палочки X. Кюизенера.
Счетная лесенка:
О | о | О | о | • |
о | о | о | • | |
о | о | • | ||
о | • | |||
о |
Методика обучения
Сначала рассматриваем множества из пяти элементов. Просим назвать количество, убирая один элемент. Обратный счет в пределах десяти даем с использованием счетной лесенки. Затем учим называть числительные в прямом и обратном порядке без наглядности.
Фрагмент:
Программная задача: познакомить с обратным счетом в пределах пяти.
Наглядный материал: пять желтых кленовых листьев. Ход:
—Что это?
—Это листья какого дерева?
—Какого они цвета?
—Почему они желтые?
—Что еще происходит с листьями осенью?
—-Сколько листьев?
— Наши листья будут падать, а вы говорите хором, сколько осталось.
Замечание: необходимо это делать быстро, чтобы счет прозвучал слитно. В начале необходимо задать вопрос «сколько?», чтобы прозвучало число «пять», а затем убирать предметы. Последний предмет не убирать. Аналогичная работа проводится на разном материале до выработки навыка называния числительных в обратном порядке.
|
|
—Пять, четыре, три, два, один.
—Попробуйте по памяти повторить.
—Этот счет называется «обратным». Повторите хором: «обратный счет».
—Как вы думаете, почему он так называется?
—Петя, посчитай обратным счетом!
—Каким счетом посчитал Петя?
Варианты вопросов и заданий на закрепление и усложнение
—Посчитай от одного до десяти!
—Посчитай от десяти до одного!
—Посчитай прямым счетом!
—Посчитай обратным счетом!
—Что мы делаем, считая от одного до десяти? (Прибавляем по единице.)
—Что мы делаем, считая от десяти до одного? (Отнимаем по единице.)
—Назови последующее число!
—Назови предыдущее число!
—Назови соседей числа 7.
Дидактические игры
«Разложи по порядку», «Найди ошибку». (Дети раскладывав ют числовые и цифровые карточки в нужной последовательности или исправляют неправильный ряд.);
«Считай дальше», «Считай обратно», «Назови соседей». (Поймав мяч, надо правильно выполнить задания с числами.) и др.