Содержание дисциплины

Основы философии

Методические указания по выполнению самостоятельной работы и контрольных заданий для студентов заочной формы обучения

Для специальности: 151901 «Технология машиностроения»

базовый уровень обучения.

Казань 2013

ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) комиссией ОГСЭ дисциплин (наименование комиссии) ___________________   Протокол № __3___ от 27 ноября ___2013   Председатель _______________ И.В. Ходакова (личная подпись)   Составлены в соответствии с требованиями основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО 151901 «Технология машиностроения» ______________________________________  
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по научно- методической работе ________________ Э.Р.Соколова   «______» декабрь 2013     Разработчик: высший категории преподаватель КАТК   Заместитель директора по учебной работе   _______________ Р.Р. Шамсутдинов   «______» декабрь 2013     _____________ Гоголева Г.С. (личная подпись)

2
Содержание

  стр.
Введение  
1. Содержание дисциплины  
2. Информационное обеспечение дисциплины  
3. Методические указания по оформлению и выполнению контрольных заданий  
4. вопросы к дифференцированному зачету  

Введение

Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу образовательных программ по специальности: 151901 «Технология машиностроения».

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системных знаний о философской, научной и религиозной картинах мира, выработка умений анализировать явления общественной жизни и применять знании философии в повседневной и профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

уметь:

-ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формировании личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

-определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

-сформулировать представление об истине и смысле жизни;

знать:

-основные категории и понятия философии;

-роль философии в жизни человека и общества;

-сущность процесса познания;

-основы научной, философской и религиозной картин мира;

-об условиях формировании личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

-о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Тематический план дисциплины включает два раздела.

В ходе изучения раздела 1 студенты приобретают знания об этапах развития мировой философской мысли, становление философии Древнего мира и средневековой философии, об основных направлениях немецкой классической философии и характерных особенностях русской школы философии в ХХ веке. Целью изучения этого раздела является закрепление знаний об основных представителях философской мысли и философских концепциях, определивших направления развития философии как науки, а также формирование умений самостоятельно анализировать явления общественной жизни, философские и научные представления о природе человека. В процессе изучения раздела 2 у студентов формируются знания о внутреннем строении философии, проблемах человеческого бытия, а также о важнейших формах и методах познания человеком окружающего мира, роли и влиянии науки и научного мышления на развитие общества, роли религии и искусства в воспитании личности. Целью изучения этого раздела является расширение философского мировоззрения и выработка студентом собственной активной гражданской позиции.

Для лучшего усвоения материала студентам предлагается следующий порядок самостоятельной работы: -в соответствии с информационным обеспечением дисциплины подобрать к каждой теме и изучить необходимые материалы; -составить план прочитанного или конспект; -ответить на предложенные вопросы и выполнить задания для самоконтроля.

В процессе самостоятельного изучения дисциплины студенты должны ориентироваться на содержание программы по учебной дисциплине «Основы философии», Казанского авиационно - технического колледжа.

Для успешного освоения дисциплины студенту рекомендуется обратиться к публикациям и периодических изданиях «Вопросы философии», «Философские науки» и др. При изучении дисциплины также предлагается использовать материалы интернет- порталов: «Философия студенту, аспиранту»; «Цифровая библиотека по философии», «Философия в России» и др. Обучение по дисциплине завершается сдачей дифференцированного зачета.


Содержание дисциплины

Раздел 1. Предмет философии и ее история

Тема 1.1 Основные понятия и предмет философии.

1.1.Происхождение философии. Философия как наука. Специфика философского знания и его функции. Методы, строение и основные направления философии. Основной вопрос философии. Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, философская антропология.

Контрольные вопросы:

1. В чем проявляются самостоятельность и своеобразие философии как науки? 2.В чем заключается принципиальное отличие философии от религии и мифологии? 3. Назовите и охарактеризуйте основные функции философии. 4. Из чего складывается рациональность философии? Поясните смысл понятий «понятийность», «логичность», «дискурсивность». 5. Охарактеризуйте предмет философии. Каков основной вопрос философии? 6. Объясните содержание разделов философии. 7. Ознакомьтесь с произведением Платона «Апология Сократа». Прочитайте речь Сократа и изложите его аргументацию в свою защиту. Убеждает ли она вас в невиновности Сократа? 8. Охарактеризуйте личность Сократа. Почему она оказала глубокое влияние на все философское творчество Платона? Приведите известные вам высказывания Сократа и поясните их смысл. 9. На какие вопросы вы хотите найти ответы в ходе изучения философии? Считаете ли вы, что в вашей жизни есть высший смысл?

Тема 1.2.Философия Древнего Мира, Средневековая философия. Философия Возрождения и Нового мира.

Философия Древнего Востока. Развитие античной философии. Философия эпохи Средневековья (патристика и схоластика). Философия эпохи Возрождения (гуманизм и антропоцентризм). Философия эпохи Нового времени (рационализм, эмпиризм). Немецкая классическая философия (позитивизм и эволюционизм).

Контрольные вопросы:

1.Назовите и охарактеризуйте основные черты индийской философии. 2.Каковы характерные черты китайской философии. Назовите ее основных представителей. 3.Сформулируйте основные идеи учения Конфуция. 4.Поясните смысл утверждения Сократа “Познай самого себя”. Возможно ли нравственное совершенствование личности без познания собственного внутреннего мира, своих способностей и сил? 5. Назовите известных вам древнеримских философов и дайте краткую характеристику их философских учений. 6.Охарактеризуйте основные философские направления эпохи Возрождения. Назовите философов эпохи Возрождения. 7. Основным направлением философии в Новое время стала разработка теории познания. Дайте характеристику философских идей Р.Декарта (1596-1650г.г.) и Ф.Бэкона (1561-1627) 8.Что такое Абсолютная идея по Г.В.Гегелю? Назовите и охарактеризуйте основные категории учения о логике Г.В.Гегеля. 9. Охарактеризуйте основные понятия немецкой классической философии. 10.Почему позитивизм как философия науки появился в XIX веке? 11.Составьте сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв. (2-3 по выбору студентов)

Тема 1.3.Русская философия. Современная философия.

Специфические особенности русской философии: исторические и социальные условия ее формирования. М.В.Ломоносов- первый русский ученый, мыслитель, просветитель. Философские взгляды Н.А.Радищева, П.Я.Чаадаева. Западники и славянофилы в русской философии. Русская религиозная идеалистическая философия (В.Соловьев, Н.А.Бердяев и др.) Русский космизм (К.Э. Циалковский, П.Чижевский, В.И.Вернадский) Становление и развитие отечественной диалектической мысли. Революционеры демократы. Судьба русской философии в ХХ вв. Основные направления философии ХХ вв. (неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм). Иррационализм. Философия А.Шопенгаура и Ф.Ницше. Западно-религиозно философская мысль ХХ века- неотомизм.

Контрольные вопросы:

1. Назовите характерные черты русской философии. В чем состоит ее значение для мировой философии? 2. Кто из русских философов внес наиболее существенные вклад в мировую философию? 3. Охарактеризуйте основные направления философского наследия В.С.Соловьева (853-1900 гг.) 4. Назовите этапы развития русской идеи. 5.Какую роль в развитии русской идеи сыграл произошедший в начале XIX века раскол российского общества на западников и славянофилов? 6.Как Вы полагаете, нужно ли развивать русскую идею? Считаете ли вы, что у Росси особый путь развития, особое предназначение? 7. Назовите этапы становления и развития отечественной диалектической мысли (революционеры- демократы) 8.Обосновать характерные черты неопозитивизма. 9.Обосновать характерные черты прагматизма. 10.Обосновать характерные черты экзистенциализма. 11. Ф. Ницше (1844-1900 гг.) был понятен и оценен как великий философ в ХХ веке. Поясните, почему философские идеи Ф.Ницше стали актуальны в ХХ веке? 12. В ХХ веке появилось понятие “ деловая этика”. Кто ввел это понятие? Назовите произведение (и его автора) в котором выработаны правила общения и достижения делового успеха.

Раздел 2. Структура и основные направления философии.

Тема 2.1. Учение о бытии и теории познания человек как объект философского осмысления.

Философская категория бытия. Онтология- учение о бытие. Материя, ее основные свойства. Пространство, время, причинность, целесообразность. Диалектика как метод философии и учение о всеобщей связи и развития явлений. Сознание, его происхождение и сущность. Сознание –продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект). Сознание-отражение действительности (гносеологический аспект).Познание как объект философского анализа. Гносеология- учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Историко- философский аспект проблемы человека. Антропосоционез – основные этапы. Духовное, материальное, социальное в человеке. Соотношение индивидуального и надиндивидуального в человеке. Человек, бог и космос.

Контрольные вопросы:

1. Поясните суть понятия «онтология»? Перечислите основные вопросы философского учения о бытии. 2. Предполагается, что практически все виды бытия попали в сферу внимания современных фундаментальных наук. Назовите виды бытия в физике, астрономии, биологии, психологии, информатике, математике и философии. 3. Что такое пространство? Назовите единицу измерения пространства. Что выражает время? В чем измеряется время? 4. От чего зависят свойства пространства и времени? 5. Чувственное познание осуществляется в формах ощущения, восприятия, представления. Рациональное познание- в формах понятия, суждения и умозаключения. Можно ли утверждать, что чувственное и рациональное познания взаимосвязаны, взаимообусловлены? В чем заключается единство чувственного и рационального познания? 6. Дать краткое описание Законов диалектики: а) Закон единства и борьбы противоположностей б) Закон перехода количественных изменений в качественные в) Закон отрицания отрицания 7.Своеобразие человека проявляется в четырех сферах: природной, психической (или ментальной), языковой и предметно- деятельностной. Охарактеризуйте их. Как вы думаете, какая из них доминирует? 8. Что дает философия для познания истины? Что такое философская истина? 9.В чем сходства и различии в понимании философской, религиозной и научной истин? 10. Охарактеризуйте основные этапы антропосоционеза. 11. Выражение «быть человеком» известно каждому. Поясните его смысл. Когда, по вашему мнению, человек становится человеком- в определенном возрасте или достигнув положения в обществе? Можете ли вы о себе сказать: «Наконец- то я стал человеком»?

Тема 2.2. Этика и социальная философия. Место философии в духовной культуре и ее значение.

Общезначимость этики. Религиозная этика. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества. Сущность глобальных проблем: их виды и способы решения. Философия и глобальные проблемы современности. Мировоззренчиские основы философии. Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Философия и смысл жизни. Роль философии в современном мире. Будущее философии.

Контрольные вопросы:

1.Охарактеризуйте три типа этики- этика добродетелей, этика долга, этика ценностей- и назовите философов, их разработавших.В чем вы видите достоинства и недостатки каждой из теорий? 2.Перчислите те добродетели, обладая которыми, по вашему мнению, человек становится нравственной и высоко моральной личностью. Аргументировано обоснуйте каждую предложенную вами позицию. 3. Охарактеризуйте роль и значение религии и церкви в мировой истории с точки зрения философии. Как соотносятся понятия «религия» и «мораль» и «этика»? Что такое «религиозная этика»? 4.Назовите основные признаки общества. Перечислите исторические типы общества. 5.Какое влияние на социальную структуру общества оказывает многообразие форм собственности и рыночные отношения? В чем суть изменений, произошедших в российском обществе в связи с переходом к рыночным отношениям? 6.Назовите глобальные проблемы современной цивилизации. Какие императивы для вас актуальны в свете проблематики глобальных идей? 7. В чем сходство и различие между философией и наукой? Назовите ученных, которые одновременно были философами. 8. Как соотносятся философия и религия, философия и искусство? 9.Что такое идеология? В чем сходства и различия между философией и идеологией? 10. В чем заключается мировоззренческая функция философии? Как формируется мировоззрение человека? 11.Каково значение философии для становление целостной, гармонически развитой личности? 12.Что дает философия человеку для понимания смысла жизни? 13. В чем проблема будущего философии? 14.Каково место человека в современных футурологических концепциях?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: