Неоконсервативная революция в странах Запада. Неоконсерваторы и христианские демократы у власти

Лекция №2

Тема: Проблемы мирового развития и политическая борьба в странах Европы и Северной Америки

План

I. Неоконсервативная революция в странах Запада. Неоконсерваторы и христианские демократы у власти

II. Политика третьего пути. Социал-демократы. Либералы.

III. Закат коммунистической идеологии конце XX – начале XXI веков. Лево и праворадикальные силы

IV. Разнообразие организаций гражданского общества

V. Дискуссия о кризисе демократии и распаде социальных связей

Неоконсервативная революция в странах Запада. Неоконсерваторы и христианские демократы у власти

В политике стран Запада можно выделить три периода. В 1980-е гг. особенно ярко в Великобритании и США началась «неоконсервативная революция» - к власти пришли с новой программой консерваторы(Р. Рейган в США и М. Тетчер в Великобритании), которых назвали неоконсерваторами. Изменение в политике, экономике, социальной сфере, которые они осуществили, были революционными. Это был переход к новой эпохе, которая стала политическая идеология неоконсерватизма. Три главные черты эпохи — становление постиндустриального общества, начавшийся процесс глобализации, закат социализма как общественной системы. Этим трём вызовам времени неоконсерваторы нашли ответ, более того, их политика подтолкнула эти процессы.

Пропагандисту неоконсерватизма в США Ирвингу Кристолу удалось выразить программную и мировоззренческую основу неоконсерватизма.

Он выделил восемь пунктов. Вот некоторые из них:

1.Неоконсерватизм-реакция на негативные последствия массированного вмешательства государства в экономику.

2.Неоконсерватизм ориентирован на решении конкретных программ.

3.Неоконсерваторы принимают либерально-демократические принципы, но не считают их идеалом.

4.Неоконсерваторы считают семью и религию незаменимыми столпами здорового общества.

Акцент на патриотизме, верности традициям был характерен как для Рональда Рейгана, так и для Маргарет Тэтчер, а так же для неоконсерватизма как интернационального явления.

Неоконсерваторы выступили за ограничение роли государства для высвобождения частной предпринимательской инициотивы, но не потому.что это соответствует неким идеалам, а только потому, что такой подход высвобождает в обществе естественные силы и соответствует идее консервативного индивидуализма. В своей экономической политике они использовали идеи либеральных экономистов, но опирались на консервативное мировоззрение, поэтому их и назвали неоконсерваторами.

Впервые у консервантов проявилась своя экономическая политика. После Второй мировой войны и до 1970-х гг., в развитых странах проводилась экономическая политика по рецептам Кейнса. Она решала две главные проблемы: угроза перепроизводства, а также массовой безработицы. Она перестала работать, когда начали менятся сами основы производства и потребления, структура занятости, ценности и жизнеустремления людей. Инфляция и безработица стали расти, одновременно, чего раньше никогда не было.

Вот в этой ситуации неоконсерваторы пришли к власти с новой программой. Экономическая политика неоконсерваторов базировалась на теориях, которые разработали Фридрих фон Хайек, Артур Лаффер, Милтон Фридмен и др. Ф.фон Хайек выдвинул теорию спонтанной самоорганизации как главного вектора развития, Артур Лаффер выявил закономерность: чем выше налоги, тем меньше они собираются. Главная заслуга М.Фридмена—открытие механизма инфляции.

Экономический курс неоконсерваторов: приватизация, отказ от прямого вмешательство государства в экономику, снятие ограничений на частную хозяйственную инициативу, снижение налогов, уменьшение государственных расходов и т.д.Главное в этом курсе- ставка на саморегулирование рынка.

Политика третьего пути. Социал-демократы. Либералы.

Третий путь.

Термин «третий путь» особенно часто стал использоваться в конце 1990-х годов при описании идеологии, которая лежала в основе действий целого ряда социалистических партий. Их политика строилась на развитии новых возможностей и достижении социальных целей с опорой на капитализм. Многие социал-демократические партии Европы (в том числе лейбористская партия в Великобритании и социал-демократическая партия в Германии) переключились в этот период на третий путь.

Первый путь был представлен курсом правительств «новых правых» в 1980-е годы. Акцент в проводимой ими политике делался на свободный рынок, что способствовало еще большему социальному расслоению общества. Значительная часть общественного богатства не инвестировалась, а потому не распределялась между членами общества, что привело в итоге к появлению «низшего класса», представители которого чувствовали себя выброшенными на задворки общества, оказались лишенными работы, власти и перспектив.

Второй путь — путь социал-демократии, которая ратовала за национализацию ключевых отраслей и инфраструктуры коммунальных услуг.

Третий же путь предполагал сохранение частной собственности с параллельным пересмотром характера ее функционирования, распространение традиционной ответственности компаний перед их акционерами на более широкое сообщество, включающее клиентов, наемных работников и территории, где компании располагались.

В основе третьего пути лежала идея объединения усилий ради большей социальной справедливости, создания в рамках рыночной экономики более широких возможностей для всех. Свою задачу социал-демократы видели в оснащении людей навыками и знаниями, необходимыми для успешной работы на предельно гибком и постоянно меняющемся рынке труда современного капитализма. Кроме того, третий путь можно представить как систему реформ, призванных придать работе рыночного механизма большую плавность.

Динамичный рынок требовал гибкости, обеспечить которую мешало наличие постоянно исключаемого из сферы экономической и социальной жизни низшего класса. Экономика, построенная на участии всех заинтересованных сторон, должна была таким образом обеспечить и большую экономическую эффективность, и более высокий уровень социальной справедливости.

Социал-демократия.

Социал-демократия придерживается реформистской (ревизионистской) традиции в социализме и исходит из того, что решать проблему социального неравенства следует через более активные действия государства в рамках существующей структуры капиталистической экономической системы. Влияние социал-демократии возросло после 1945г., когда считалось, что в ряде стран капитализм сумел обеспечить рабочему классу немалые блага (как, например, более высокий уровень жизни и возможность социальной мобильности), что, в свою очередь, снизило уровень противостояния социальных классов.

Особую роль в выработке политики социал-демократии сыграл лорд Джон Мейнард Кейнс (1883—1946). Он утверждал, что рыночная экономика вкупе с усилиями государства по контролю за уровнем спроса способна эффективно работать на разрешение проблемы безработицы. Предложенная Кейнсом политика управления спросом была взята на вооружение рядом социалистических партий как альтернатива государственному контролю над экономикой.

Кроме того, социал-демократия стремилась решить социальные проблемы, от которых страдают беднейшие слои общества, через построение государства всеобщего благосостояния. Под этим понятием подразумевается механизм перераспределения ресурсов в рамках самого общества, поскольку финансироваться всеобщее благополучие должно за счет государственных средств, полученных в виде налогов с дохода, и таким образом богатые должны участвовать в поддержании здоровья и материального достатка бедных. Социал-демократия также ассоциируется с другими проектами, цель которых состоит в облегчении доступа малоимущих сограждан к ряду социальных благ, включая жилье и образование.

Между социал-демократами и ортодоксальными социалистами существует несколько ключевых различий. Первые рассматривают национализацию лишь как одно из многих возможных средств сохранения влияния государства на экономику. Ортодоксы считают, что политика социал-демократов, скажем, по созданию государства всеобщего благосостояния не столько способствует построению социалистического общества, сколько мешает развитию классового самосознания и, следовательно, продлевает век капитализма.

Либерализм.

Современный либерализм зародился в процессе борьбы за свободу вероисповедания, развернувшейся в Западной Европе в конце XVI и в XVII веках. Характерная для того периода тесная взаимосвязь между церковью и государством обусловила необходимость параллельного решения религиозных и политических вопросов. Теоретики либерализма утверждали, что общественный строй являлся своего рода контрактом (или пактом), добровольно заключаемым его сторонами, а не некой ниспосланной Богом структуре. Теория социального контракта разрабатывалась, в частности, Томасом Гоббсом (1588—1679) и Джоном Локком (1632—1704). Поскольку либеральные философы исходили из того, что форма правления возникает в результате рационального выбора тех, кто впоследствии подтверждает свое согласие на ее функционирование, права личности находились в центре их внимания. Народ рассматривался как первоисточник политической власти, а правительство обладало легитимностью лишь до тех пор, пока действовало с одобрения народа.

Либерализм как политическая доктрина проповедует индивидуализм и ратует за максимальные права и свободы личности не в ущерб свободе и правам других людей. Отцы доктрины рассчитывали реализовать свои идеи через работу над ограничением власти, воспрепятствование вмешательству государства в повседневную жизнь его граждан, утверждая, что в противном случае личность дегуманизируется, так как с нее снимается ответственность за собственное благополучие, и человек начинает зависеть от кого-то еще, кого может винить во всех своих бедах и неудачах. Как экономическая доктрина либерализм традиционно ассоциируется со свободным рынком, либеральным капитализмом и свободой торговли.

Сознание того, что социальные проблемы, в частности безработица и бедность, определяются общеэкономическими факторами, над которыми индивид не властен, вылилось в существенную корректировку либеральной идеологии. Во многих странах либералы приветствуют усилия государства по социальной поддержке населения и участие в управлении экономикой. Современными проводниками традиционных принципов либерализма стали в 1980-е годы «новые правые».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: