Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Стресс: признаки, причины, этапы развития




На поведение человека в конфликтах существенное влияние оказывает состояние стресса. Стресс (от англ. stress – напряжение) – психофизиологическое явление, представляющее собой общую реакцию организма на любые предъявляемые ему требования; напряжение, направленное на преодоление возникших трудностей.

Этапы развития стресса: 1) фаза тревоги (мобилизация защитных сил и ресурсов организма, протекание продуктивного эвристического стресса – эвстресса); 2) фаза сопротивления (успешное сопротивление стрессогенным факторам, приспособление организма к возникшим обстоятельствам;); 3) фаза истощения или дистресса наступает в случае затягивания стрессовой ситуации, нехватки собственных ресурсов организма для обеспечения его перестройки в соответствии с возникшими новыми требованиями внешней среды, наступают истощение жизненных сил организма и болезни. В начальных стадиях стресс принимает форму эустресса, он активизирует, мобилизует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических процессов, он является кратковременным. В случаях длительного воздействия стрессора мы имеем дело с дистрессом – разрушительным процессом, дезорганизующим поведение человека и ухудшающим состояние организма.

Возникновение стрессовой ситуации в жизни человека под влиянием этих причин проявляется по-разному. Но все эти проявления сводятся к реакциям трех видов: · психологические – появление чувства тревоги, беспокойства, уныния, тоски и т.п.; · физиологические – повышение кровяного давления, учащение дыхания, пульса, напряжение мышц и т.д.; · физико-химические – усиленная выработка организмом таких веществ, как адреналин, гидрокортизон, активизирующих деятельность всех систем организма.

Признаки стрессов: физические (анорексия, бессонница, диарея, головокружения, нервный тик, изжога, постоянная сонливость, сыпь, тошнота и т.п.); эмоциональные (необычная агрессивность, депрессия, ночные кошмары, раздражительность, постоянная погруженность в себя, частая слезливость, чувство беспомощности и т.д.); поведенческие (злоупотребление алкоголем, скрежетание зубами, чрезмерное потребление лекарств, привычка грызть ногти, теребить волосы, морщить лоб и т.п.).

Стресс возникает как ответная реакция на стрессор (стрессоген, стресс-фактор) – чрезвычайный или патологический раздражитель, значительный по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия.Виды стрессоров: физиологические (болезнь, травма, чрезмерные боль и шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов) и психологические (ответственность, дефицит времени, конфликты, угроза самооценке, социальному статусу или ближайшему окружению, информационная перегрузка, соревнование, социальная и или профессиональная конкуренция и др.).




В поисках причин стресса, стрессогенных факторов, ученые установили следующее: · появление стресса не зависит ни от работы в пределах нормы, ни от отдыха без излишеств, ни от таких факторов, как погода или возраст; · стресс зависит исключительно от перегрузок и перенапряжения, причем они могут быть разовыми, но острыми (вызываемыми такими мощными стрессогенными причинами, как смерть близкого человека, распад семьи, увольнение с работы и т.п.), и не столь острыми, но хроническими, повторяющимися (например, недостаток какой-либо важной информации, тревога, связанная, например, с возможным увольнением с работы и т.п.).

Отсюда ясно, что любой человек, в том числе руководитель, обнаружив у себя те или иные признаки чрезмерного стрессового напряжения, должен грамотно использовать методы самозащиты от возможных тяжелых последствий деструктивного стресса.

Типы реагирования на стрессовую ситуацию: · активный – деятельная форма адаптации субъекта к стрессовой ситуации, активное преобразование среды. Однако эта активность может носить как конструктивный характер (повышение уровня поисковой деятельности, расширение возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи – в целом повышение эффективности деятельности и общения), так и деструктивный (дезорганизация деятельности, спонтанные и импульсивные поиски выхода, разрушительные действия по отношению к другому и самому себе, нервные вспышки, истерические реакции и т.д.); · пассивный может быть реализован в двух формах: как приспособление (отказ от отстаивания интересов и целей, снижение уровня претензий, уступка обстоятельствам, снижение эффективности деятельности до уровня, который соответствует изменившимся условиях и т.п.) и как уход от ситуации (избегание взаимодейсивия, отказ от выполнения задачи, уход в фантазии, употребление алкоголя, наркотиков и т.п.).

Стресс нередко является угрозой социальному благополучию человека, физическому и психическому здоровью. Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.





Дата добавления: 2015-10-22; просмотров: 1599; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8602 - | 7067 - или читать все...

Читайте также:

 

54.91.41.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.001 сек.