1. Используя правила построения и произнесения публичной речи подготовьте доклады из тем № 1-8 (см. раздел «Темы докладов и рефератов»), рассчитанные не более чем на 10 минут.
2. Выполните тесты[2]: «Ваши комплексы», «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А. Климов), «Определение направленности личности» (Б. Басс); «Исследование уровня самоактуализации личности» (Л.Я. Гозман).
3. Прослушав на занятии доклад, оцените выступления по схеме[3]:
· Соответствие содержания выступления заявленной теме………. 1 2 3 4 5 6 7
· Лаконичность и запоминаемость материала.…………………….. 1 2 3 4 5 6 7
· Выразительность выступления……………………………............. 1 2 3 4 5 6 7
· Выдержанность регламента……………………………….............. 1 2 3 4 5 6 7
· Грамотность и правильность речи………………………………… 1 2 3 4 5 6 7
· Убедительность речи……………………………………….. 1 2 3 4 5 6 7
· Культура речи……………………………………………….. 1 2 3 4 5 6 7
· Соответствие интонаций и поз содержанию………………. 1 2 3 4 5 6 7
· Эмоциональное воздействие на слушателей……………… 1 2 3 4 5 6 7
|
|
· Владение аудиторией…………………………....................... 1 2 3 4 5 6 7
4. Перечислите сходства и различия, достоинства и недостатки использования следующих методов исследования в психологии: 1) житейского, научного, включенного, стороннего, внешнего и внутреннего наблюдения; 2) естественного, лабораторного, констатирующего и обучающего (формирующего) экспериментов; 3) свободного, стандартизированного, устного и письменного опросов; 4) тестов и других методов исследования? Каким требованиям должны отвечать тесты, в чём состоит принципиальное отличие тестов от остальных методов исследования?
5. Охарактеризуйте целесообразность использования методов психологии: а) социометрия; б) моделирование; в) метод экспертных оценок; г) близнецовый метод; д) биографический метод; е) анализ процесса и продуктов деятельности? Используйте в своём ответе высказывание И.П. Павлова о том, что «факты – это воздух ученого, но… не будьте рабами фактов».
6. Каким психологическим концепциям присущи следующие подходы к человеку: а) «человек познающий»; б) «человек реагирующий (или человек, как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение)»; в) «человек нуждающийся, конфликтный»; г) «человек гармоничный, самоактуализирующийся»; д) «человек как обширное поле сознания, духовное и космическое существо»; е) «человек как существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми»?
7. Почему если бы произошла всемирная катастрофа, в результате которой погибли все взрослые люди, был уничтожен мир материальной и духовной культуры и выжили только малые дети, то в своём развитии человечество было бы отброшено на десятки тысяч лет назад?
|
|
8. Бывают ли бессознательными психические свойства, процессы и состояния? Приведите примеры.
9. В чём состоит существенное отличие первой сигнальной системы от второй?
10. В чём заключаются функциональные отличия левого и правого полушарий мозга? Влияет ли межполушарная асимметрия мозга на индивидуальные особенности личности? Обоснуйте свой ответ.
11. Изучите основные направления психологии и заполните таблицу:
Направление психологии | Основатель и представители направления | Предмет изучения | Достоинства | Недостатки |
Философские представления | ||||
Структуралистский подход | ||||
Функционалистский подход | ||||
Бихевиоризм | ||||
Гештальтпсихология | ||||
Психоаналтический подход | ||||
Когнитивная психология | ||||
Генетическая психология | ||||
Гуманистическая психология | ||||
Психосинтез | ||||
Трансперсональный подход | ||||
Психогенетический подход | ||||
Деятельностный подход |