Особенности гражданской правосубъектности публично-правовых образований

Являются юридичес­кими лицами публичного права. 1. создаются на основе публично-правового (обычно — административного, властно-рас­порядительного) акта и 2.преследуют в своей деятельности публич­ные (общественные) цели, а также 3.имеют определенные властные полномочия. 4.их правовой статус регламентируется нормами пуб­личного, а не частного права, но 5.они уравниваются с юридическими лицами час­тного права.

ППО обладают специальной гражданской право­способностью и дееспособностью -могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

ППО приоб­ретают для себя гражданские права и создают гражданские обя­занности, т. е. реализуют свою дееспособность, через свои органы (ОГВ и ОМС), действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п. 1 и 2 ст. 125). Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становят­ся именно ППО в целом, а не органы их исполнительной или законодательной власти, либо ОМС.

Органы могут участвовать в граж­данских правоотношениях самостоятельно, а не от имени публично-правового образования, только в роли фи­нансируемых собственником гос. или муниципальных учреждений — юр. лиц с ограниченным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество и под субсидиарную ответственность создавшего их публичного собственника.

Имущество ППО: 1.“каз­на” ( нераспределенное гос. и муниципальное иму­щество) - а) средства гос. или местного бюджета. Бюджетны­ми средствами распоряжаются финансовые органы (федеральное и республиканские министерства финансов, их региональные и местные управления и отделы). Поэтому именно они чаще всего выступают в качестве органов, уполномоченных ППО (т. е. от их имени) для участия в граждан­ских правоотношениях, в частности при выпуске (эмиссии) го­с. или мун. внутренних займов или пре­доставлении кредитов, а также при предъявлении к гос. или мун. образованиям имущественных требова­ний (исков), в т. ч. в порядке субсидиарной ответственности за долги созданных ими учреждений (ср. ст. 107).

б) иное имущество - распоряжение им от имени собственника осущ. иные уполномоченные на то органы. - создание, реорга­низация и ликвидация гос. и мун. унитар­ных предприятий, в т. ч. наделение их имуществом на праве ХВ или ОУ, а также контроль за его сохранностью и использованием по назначению осущ. министерствами и ведомствами либо министерсвами по управлению гос. и мун. имуществом.

- фонды гос. и мун. иму­щества выступают в качестве продавцов в сделках приватизации, а также являются учредителями хозяйственных обществ и товари­ществ с гос. (или иным публично-правовым) участи­ем, становясь законными владельцами принадлежащих публично-правовым образованиям акций и других ценных бумаг приватизи­рованных предприятий (либо управомоченными лицами в отно­шении прав требования по “бездокументарным ценным бумагам”).

- управление земельными ресурсами государства осуществляет Госкомитет по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем) и его территориальные (региональные) органы; использование на­ходящихся в публичной собственности памятников истории и куль­туры — Министерство культуры и его органы, в соответствии с за­коном выполняющие функции органов охраны таких памятников; распоряжение изъятыми предметами контрабанды на основании правил таможенного законодательства осуществляют таможенные органы и т. д. Определенные законом государственные органы исполнительной власти выступают в роли государственных заказ­чиков в договорах поставки и подряда для государственных нужд (ср. ст. 764 ГК); в роли субъектов некоторых исключительных прав, принадлежащих федеральному государству, и т. д.

2.Распределённое – унитарные предприятия и учреждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: