Прощание с диктатурами – это затянувшееся прощание с индустриальным обществом

В 1965 г. в Южной Корее собрали первый холодильник фирмы «Самсунг», через 30 лет этими холодильниками были уже заполнены магазины во многих странах мира. Но собираются они сейчас в Китае (в 10 раз меньше зарплата рабочих, чем в Южной Корее), а на этих производствах южнокорейцы сегодня производят мониторы для компьютеров. Так индустриальное общество «путешествовало» по миру весь XX в.: одни страны завершали индустриализацию, другие только приступали к ней, в эти страны и перемещались индустриальные производства. Так, заводы сначала перебазировались из США и Западной Европы в Латинскую Америку, из Японии в Южную Корею, а сейчас перемещаются из Южной Кореи в Китай, который остаётся последним крупнейшим форпостом индустриального развития. В страны, вставшие на путь догоняющего развития, с индустриализацией приходили и её вечные спутники – диктатуры, авторитарные и тоталитарные режимы. Прощание с диктатурами в конце XX в. и в начале XXI в. – это затянувшееся прощание с индустриальным общество, с массовым рабочим движением, с мощными левыми силами, коммунистическими партиями и организациями, в конечном счёте это и прощание с социализмом как альтернативой капиталистическому пути развития. Против угрозы со стороны левых сил, а также внешней угрозы и создавались многие диктатуры и авторитарные режимы.

Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет

1. Два основных пути, две основные тенденции в развитии мусульманских стран сложились в XX в. Первый: традиционные исламские структуры трансформируются, приспосабливаются, испытывая влияние европейской цивилизации, к новым задачам модернизации и обновления страны. Активно заимствуется передовой опыт политических и экономических реформ Запада при сохранении исламских традиций. Это сочетание привело к длительному, но в целом динамичному пути развития таких стран, как Египет, Турция. Сохраняя свою неразрывную связь с исламским миром, эти страны развивают отношение с Западом.

Второй: традиционные исламские структуры не только сохраняются почти в неизменном виде, но их влияние распростроняется на всю сферу политической, экономической и общественной жизни. Это попытки противопоставить не только Западу и капитализму, но и СССР и социализму (когда он существовал как важная политическая сила) другой путь развития – исламские ценности, исламскую экономику, исламское государство. Это бурлящий, настроенный резко антизападнически Иран после исламской революции 1979 г., Афганистан под властью талибов(1996-2001 гг.) и некоторые другие страны.

Эти два пути вариант развития - ‘’приспособления’’ ислама к современности и ‘’возрождения’’ традиционного ислама (а в отдельных случаях и противопоставления ислама всему миру)- в ряде стран были использованы не один раз.

2. Турция. Рост влияния исламской партии произошел после либеральных реформ Т. Озала. На выборах 1995г. к власти пришла исламская партия. Это была реакция на усиление контрастов богатства и бедности, на усиление конкуренции, когда не все могут воспользоваться преимуществами расширения свободы в экономике и политике. Это попытка отгородиться от проблем с помощью возвращения к традициям. Под давлением военных кругов исламская партия была отстранена от власти. В конце XX в Турция окончательно встала на путь демократического развития и динамично приняли ценности демократии и поддержали курс на ограничение роли государства в экономике. Была преодолена высокая инфляция и безработица. Темпы роста в первые годы XXI в. составили более 9%. Хотя уровень жизни в Турции в 3 раза ниже, чем в Португалии, по некоторым показателям она стала приближаться к европейским странам. Курс на вступление в Евросоюз придал новый импульс развитию страны. Современная Турция (ок. 55 млн. чел.) достаточно уверенно развивается по капиталистическому пути, причем динамика ее развития (почти регулярные военные перевороты с последующим выходом на передний план парламентского демократизма) свидетельствует о том, что страна в целом достигла достаточной зрелости в процессе модернизации и трансформации. Ни фундаментализму, ни социальному экстремизму – ради пресечения влияния которых, собственно, и брали власть военные – уже не одолеть наметившейся тенденции поступательного развития капиталистических методов в экономике и парламентарных в политике. В этом смысле у страны, несмотря на недавно еще характерную для нее нестабильность, вполне надежные позиции, чего нельзя сказать ни об Иране, ни об Афганистане. В конце 80г., – начале 90г., годов эта тенденция была уже ощутима практически во всем – и в экономике, и в политике, и в социокультурных стандартах. Экономические реформы, совершавшиеся рывками, но в конечном счете давшие желаемый результат, привели к преобразованию хозяйства страны. Упорядочены валютно-финансовые связи: только за пять лет, 1986–1990, объем зарубежных инвестиций превысил их сумму за предшествовавшие 30. Этому способствовали и явно наметившаяся наконец политическая стабильность в стране, и либеральное законодательство, и конвертируемость турецкой лиры, и сравнительно дешевая рабочая сила.

Политический плюрализм в современной Турции вполне удовлетворяет мировым стандартам, что косвенно способствует включению этой страны не только в ЕЭС (Европейское экономическое сообщество), но и в другие организации объединяющейся ныне на глазах всего мира западнокапиталистической Европы. Турция демонстрирует миролюбивую внешнюю политику, что особенно существенно. отметить в наше время, когда на территории бывшего СССР возникло несколько самостоятельных государств, в том числе не только мусульманских, но и тюркоязычных. От того, какие связи установят с ними их восточные соседи и едва ли не в первую очередь Турция, зависит во многом будущее большого региона. Если курс на связи с Ираном означает сегодня курс на исламский фундаментализм, то связи с Турцией ведут к иному пути, к становлению демократического современного капитализма. И важно заметить, что руководители Турции хорошо сознают и активно содействуют этому. Можно заметить в этой связи, что, видимо, уходит понемногу в прошлое и жесткий армяно-турецкий антагонизм, долгие десятилетия питавшийся страшными воспоминаниями о геноциде турецких армян. В сегодняшних условиях возникают возможности для плодотворного сотрудничества Турции с ее ближайшим соседом, независимой Арменией, весьма нуждающейся в таком сотрудничестве. Тесные контакты устанавливает Турция с Азербайджаном и новыми государствами Средней Азии, в первую очередь тюркоязычными.

3 Иран. Два варианта исторического развития прошёл современный Иран. Сначала был референдум о реформах 1963г., после которого шах Мохаммед Реза выбрал для страны путь ускоренной модернизации. Это был настоящий прорыв в деле реформ. Аграрная реформа создала основы для развития капиталистических рыночных отношений в сельском хозяйстве. Началась масштабная индустрилизация страны. Страна по темпам роста(15%)обогнала даже Японию.1979г. в Иране произошла исламская революция, она была порождена проблемами ускоренного перехода на путь индустриального развития. Большинство современных историков склонно считать, что иранская революция явилась вызовом ускорившимся (или, как считают многие, начавшимся) в 70-х годах ХХ века процессам глобализации. Наиболее радикальным с точки зрения противопоставления как предшествующему периоду развития страны, так и принципам развития капиталистического и социалистического мира, было первое десятилетие (1979-1989 гг.), когда исламские принципы активно внедрялись в экономику, в государственное устройство, в образование, в бытовую культуру. В этот период в области внешнеэкономической политики были объявлены приоритетными отношения с мусульманскими государствами, в первые два года после революции были резко сокращены отношения с ведущими развитыми странами мира. Изменение социально-экономической модели развития объективно объяснялось как необходимостью противопоставления шахской модели, так и условиями военного времени после начала в 1980 г. войны с Ираком, продлившейся восемь лет. В этот период была сформирована «тоухидная», а затем «исламская» экономическая модель, которая фактически превратила иранскую экономику в жестко централизованную систему. В этой системе преобладал государственный сектор, а связи с мировой экономической системой ограничивались экспортом нефти и контролируемым государством импортом необходимых товаров. В условиях войны данная модель себя оправдала, но с точки зрения перспектив развития в мирных условиях, а главное - в условиях нарастающих процессов глобализации выявила свою полную неэффективность. Валовой национальный доход на душу населения в 1989/90 гг. был ниже уровня 1976/77 гг. в 2,6 раза. Поэтому, хотя цели у новой власти были благие - построить экономику, независимую от иностранного капитала, независимую от внешнего мира, в которой приоритетными признавались только связи с мусульманскими странами, на практике созданная модель не привела к позитивным сдвигам в экономическом развитии. Динамика ВВП отличалась в этот период крайней нестабильностью несмотря на то, что цены на нефть в первой половине 1980-х гг. были достаточно высокими. Но именно резкое падение цен на нефть в 1987-1988 гг., приведший к падению ВВП, заставил руководство страны сначала прекратить войну с Ираком, а затем и изменить свой экономический курс. В конце 1980-х гг., когда начались политические и, в первую очередь, экономические изменения в странах социалистического лагеря, что вписывается в логику процесса глобализации, Иран также приступил к перестройке своей экономической модели. По инициативе сверху, т. е. по инициативе правящего духовенства, в стране начали проводиться рыночные реформы. Наличие сильной авторитарной власти позволило начать их масштабную реализацию без сколько-нибудь сильных потрясений, без военных переворотов, отставок правительств и т. п. Система оказалась способной выявить внутренние противоречия вполне демократическим путем - через систему выборов, приводя поочередно во власть то «прагматиков», то «реформаторов», то «консерваторов». При этом как проведение жесткой централизованной политики в 1980-е гг. объяснялось исламскими принципами, так и переход к экономической либерализации с 1990-х гг. также был обоснован исламскими принципами. И национализация и приватизация, отказ от иностранного капитала и его привлечение вполне попадали под нормы Конституции и ислама. Экономическое развитие Ирана даже после окончания войны с Ираком продолжало испытывать влияние таких внешних факторов, как санкции США и СБ ООН. Хотя санкции являются экономическими, они обусловлены причинами политического характера, а само экономическое развитие Ирана оказалось в достаточной мере вписанным в систему мирового рынка, иранская экономика в значительной мере зависит от мирохозяйственных связей, и эта связь обнаруживает тенденцию к росту. Иран отказался от идей автаркии и активно участвует в международном обмене товарами и услугами, участвует в энергетических и транспортных проектах в Центральной Азии и Закавказье, особенно в Армении и Таджикистане, в совместных проектах с Турцией, все большее место в иранских внешнеэкономических связях начинает занимать растущая экономика Китая. Разработаны проекты строительства газопровода в Индию и Пакистан. Уже не Иран, а мировое сообщество, стремясь снизить уровень гипотетической опасности от развития Ираном ядерной программы, пытается ограничить экономическое сотрудничество с этой страной. Индустрилизация в XXв. происходит уже на другом технологическом уровне. В Иране в 1978г.,как,впрочем,и в 2005г.,была острая нехватка квалифицированных кадров, но нет потребности в труде неграмотных или малообразованных людей, которые составляют опору сторонников возвращения к традициям. Только почти через 20 лет начало возрождаться движение за реформы. На выборах 1997г.,затем 2001г.,победил сторонник либерализации М.Хатами. Он пошёл третьим путем, путём медленных и спокойных реформ. Восемь лет медленных реформ к 2005г.принесли свои плоды, вырос уровень образования, расширились возможности для частного предпринимательства. Страна начала дышать свободнее. Тогда, увидев угрозу своей власти, в 2005г.,шиитское духовенство пошло на ограничение участия реформаторов в выборах. В результате таких выборов к власти в 2005г. вновь пришли ультраконсерваторы, теократический режим был сохранён. В 2005г., несмотря на несравнимый с Турцией промышленный потенциал и 2-е место в мире по запасам газа, уровень производства и жизни в современном Иране остается ниже, чем в Турции.

4 Египет. По форме правления Египет – президентская республика с некоторыми элементами парламентаризма. По конституции президенту предоставлены почти неограниченные полномочия и провозглашена свобода прессы и деятельности политических партий. Хотя парламент находился под контролем правящей Национально-демократической партии (НДП), он стал трибуной, с которой оппозиция могла предлагать свои политические платформы.

В 1991 по договоренности с МВФ правительство Египта объявило о начале реализации программы

реформирования экономики. Была заморожена заработная плата, постепенно сокращены субсидии на основные продукты питания и услуги, преданы забвению заверения, данные еще Насером, о том, что каждый выпускник колледжа будет обеспечен рабочим местом.

В 1993 началась реализация программы приватизации, реформаторские усилия Египта были вознаграждены займами от МВФ.

Программа реформ в Египте была направлена на ускорение темпов развития экономики, создание около полумиллиона рабочих мест ежегодно и более тесную интеграцию с мировыми рынками. Видное место в системе реструктуризации экономики занимали приватизация, либерализация торговли, снижение роли государства в сфере инвестиционной деятельности.

Был сокращен бюджетный дефицит, резервы иностранной валюты в 1996 достигли 17 млрд. долл. США. В том же году темпы инфляции снизились до 7%. Успехи в реструктурировании экономики были закреплены во время Третьей конференции стран Ближнего Востока и Северной Африки (ноябрь 1996, Каир), на которой были заключены соглашения об инвестициях в египетскую экономику на сумму 10 млрд. долл. США. В 1997 ВВП в пересчете на душу населения составил 1180 долл. США, что позволило Всемирному банку включить Египет в категорию государств со средним доходом. Одной из самых серьезных экономических проблем по-прежнему остается безработица. По оценкам на 1999, уровень безработицы составил ок. 12%, а ежегодный прирост трудовых ресурсов – 3%. По данным Всемирного банка, 3,2% египтян находится за чертой бедности. В 1991 был создан Социальный фонд развития (СФР), призванный смягчить негативные последствия реализации экономических реформ. Анализ специалистами Всемирного банка деятельности СФР привел к выводу, что ежегодно благодаря этому фонду в стране создавалось от 50 до 70 тыс. рабочих мест (около четверти всех мест сельскохозяйственной сферы деятельности) в основном на мелких предприятиях В 1991 по рекомендации МВФ правительство приступило к реализации программы реструктуризации экономики. Эта программа включала либерализацию процентных ставок, деятельности валютных бирж и цен и введение единого налога с продаж. Усилия по реструктуризации экономики были продолжены в 1996 при поддержке двухлетней программы МВФ. Цель программы – ускорить темпы экономического роста, ежегодно создавать ок. 500 тыс. рабочих мест и интегрировать экономику Египта в мировую экономическую систему. Заметное место в программе занимает приватизация государственного промышленного сектора. Были предприняты также шаги по либерализации торговли и инвестиционной деятельности. К концу 1990-х годов на первый план вышли нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, за ними следовали пищевая, текстильная и металлургическая промышленность. Реформы 1990-х годов оказали заметное влияние на развитие в стране рабочего движения. Рост стоимости жизни, безработица и постепенное сокращение размеров государственных субсидий на основные продукты и товары повлекли за собой недовольство среди рабочих и волну ожесточенных забастовок (достигших особого размаха в 1994), несмотря на то, что по существующему законодательству подобные выступления являются незаконными.. Участились случаи междообщинных конфликтов и столкновений, особенно в южных районах, где сначала 1990-х годов радикальные исламистские группы развернули вооруженную борьбу с правительством. Поскольку цель воинствующих исламистов заключается в том, чтобы превратить Египет в мусульманское государство, жертвами боевиков зачастую становятся египтяне

Китай. Индия

После окончания Второй мировой войны Индия переживала подъем национально-освободительного движения. Английские власти сочетали методы жестокого подавления с уступками и действиями, направленными на раскол индейцев.

Под предлогом защиты интересов мусульман и других меньшинств власти установили систему выборов в Центральное законодательное собрание в 1946 г. по религиозным куриям, что обострило конфликт между Индийским национальным конгрессом (ИНК) и Мусульманской лигой. Программа ИНК включала требования независимости страны и равноправия всех ее граждан, единства индусов, мусульман и приверженцев других религий. Главным требованием Мусульманской лиги было разделение Индии на два государства по религиозному признаку и создание мусульманского государства Пакистана («страна чистых»).

ИНК и Мусульманская лига получила большинство по своим куриям, но в ряде провинции немалая часть мусульман поддержала программу ИНК. Подавляющее большинство населения высказалось против английского господства. Наиболее популярными лидерами ИНК являлись М. Ганди и Дж. Неру.

В августе 1946 г. было создано временное правительство во главе с Неру. Мусульманская лига отказалась войти в правительство и провозгласила начало прямой борьбы за Пакистан. Начались погромы в индусских кварталах, в ответ запылали мусульманские кварталы.

В феврале 1947 г. британское правительство объявило о намерении предоставить Индии права доминиона при условии раздела ее по религиозному признаку на Индийский Союз и Пакистана. Княжества сами решали, в какой из доминионов они вступают. ИНК и Мусульманская лига приняли этот план.

За короткий период из пакистанских в индийские районы и наоборот перебралось огромное число беженцев. Сотнями тысяч исчислялись погибшие. Против разжигания религиозной розни выступал М. Ганди. Он требовал создания приемлемых условий для мусульман, оставшихся в Индии. Это вызывало обвинения в предательстве. В январе 1948 г. Махатма Ганди был убит членом религиозной индуистской организации.

14 августа 1947 г. было провозглашено создание независимого государства Пакистан. На следующий день провозгласил свою независимость Индийский Союз. Из 601 княжества подавляющее большинство присоединились к Индии. Первое правительство возглавил Дж. Неру.

При разделе территории не учитывались ни экономические связи между районами, ни национальный состав. На индийской территории сосредоточилось 90% всех запасов полезных ископаемых, текстильной и сахарной промышленности. Большая часть районов по производству хлеба и технических культур досталась Пакистану.

Наиболее сложная обстановка сложилась в княжестве Кашмир. Оно должно было выйти в состав Индийского Союза, хотя большинство населения составляли мусульмане. Осенью 1947 г. пакистанские войска вторглись на территорию Кашмира. Туда же вступили индийские войска. Кашмирский вопрос стал яблоком раздора между Индией и Пакистаном и одной из главных причин индо-пакистанских войн 1965 и 1971 гг. Результатом войны 1971 г. стало образование на месте Восточного Пакистана государства Бангладеш.

В 1949 г. Индия приняла Конституцию, провозглашавшую ее федеративной республикой (союз штатов). Победы на всех выборах до конца 70-х гг. ХХ в. одерживал ИНК. Его лидеры выступали за развитие смешанной экономике при сильных позициях государства. Были проведены аграрная реформа, различные социальные преобразования. Экономика Индии, несмотря на все трудности, развивалась довольно успешно. С конца ХХ в. в стране начался бурный рост передовых технологий. Было проведено испытание ядерного оружия.

Во внешней политике Индии взяла курс на неучастие в блоках. Дружественные отношения поддерживались с СССР. После смерти Неру пост премьер-министра перешел к его дочери Индире Ганди. После убийства И. Ганди в 1984 г. премьер-министром стал ее сын Раджив Ганди, убитый в 1991 г. Эти убийства прямо связаны с активизацией в стране сепаратистского движения (сикхи, тамилы). В конце ХХ в. ИНК потерял монополию на власть. В начале ХХI в. обновленный ИНК вновь завоевал большинство на выборах в парламент.

Для политического развития Пакистана характерна нестабильность. Большую роль в стане играла армия, часто совершавшая военные перевороты. Во внешней политике Пакистан придерживался проамериканского курса. Экономика страны развивалась сравнительно успешно (Пакистан также создал атомное оружие), хотя, как и в Индии, значительная часть населения продолжает жить в нищете. В начале ХХI в. участились выступления приверженцев усиления роли ислама в жизни общества.

В результате победы коммунистов в Гражданской войне остатки гоминьдановцев под прикрытием авиации и флота США бежали на остров Тайвань. 1 октября 1949 г. было провозглашено создание Китайской Народной Республики (КНР). Правительство возглавил Мао Цзэдун.

В КНР была проведена национализация промышленных предприятий, на селе создавались кооперативы. В 50-е гг. ХХ в. Китай тесно сотрудничал с СССР, который оказывал ему огромную помощь в развитии. В этот период происходила успешная индустриализация страны.

В конце 50-х гг. Мао Цзэдун взял курс на сверхбыстрые темпы развития. Это была политика «большого скачка», представлявшая собой попытку «вступить в коммунизм» под лозунгом «Несколько лет упорного труда – и десять тысяч лет счастья». В результате в экономике воцарился хаос, страну охватил страшный голод. Политика «большого скачка» вызвала недовольство ряда партийных деятелей. Для подавления их сопротивления в 1965 – 1966 гг. по инициативе Мао Цзэдуна была начата так называемая «культурная революция». Силами молодежи («хунвейбины» - красные охранники) было развернуто наступление на чиновников под лозунгом «Огонь по штабам!». Сотни тысяч работников партии и госаппарата были казнены или выселены в дальние районы на «перевоспитание». В этот период обострились отношения Китая с СССР, в 1969 г. произошли вооруженные столкновения (остров Даманский на реке Уссури). В 1972 г. КНР заключила договор с США.

Смерть Мао Цзэдуна 9 сентября 1976 г. привела к обострению внутриполитической борьбы. Сторонники политики Мао («банда четырех») были арестованы. Во главе партии и государства встал Дэн Сяопин, бывший сподвижник Мао, пострадавший в годы «культурной революции». Провозглашенная в 1978 г. политика «четырех модернизаций» предусматривала преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, культуры и перевооружения армии.

В течение 80 - 90-х гг. в Китае под руководством компартии проводились серьезные реформы, преобразившие облик страны. Были распущены большинство кооперативов, каждый крестьянский двор получил участок земли на условиях длительной аренды. Решилась продовольственная проблема. Промышленным предприятиям предоставлялась самостоятельность, развивались рыночные отношения. Появились частные предприятия. К концу ХХ в. объем промышленного производства увеличился в пять раз, китайские товары начали победоносную экспансию за рубежом, в том числе в США. Повысился уровень жизни значительной части населения Китая.

Успешное экономическое развитие «мастерской ХХI века», как стали называть страну, продолжается и в настоящее время. Свидетельством достижений экономики стали запуск в 2003 г. первого китайского космического корабля с космонавтом на борту и разработка планов полета на Луну. По уровню экономического потенциала Китай вышел на второе место в мире. Свои достижения китайцы наглядно продемонстрировали во время Олимпийских игр в Пекине в 2008 г.

Политическая власть в КНР осталась неизменной. Попытка части студентов и интеллигенции развернуть кампанию по либерализации была жестоко подавлена в ходе выступлений на площади Таньаньмэнь в Пекине в 1989 г. Руководящей силой остается КПК, заявляющая о «строительстве социализма с китайской спецификой».

Во внешней политике КНР добилась немалых успехов: были присоединены Гонконг (Сянган) и Мокао (Аомынь). С середины 80-х гг. ХХ в. нормализовались отношения с СССР. Дружественные отношения установились у Китая с Россией, другими постсоветскими государствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: