Стоечно-балочная конструктивная система появилась в архитектуре ещё в период Неолита. Однако тогда она ещё не была осмыслена художественно: не имела никакого культурного смысла.
В ранние периоды развития архитектуры Египта конструкциям придавались определенные геометрические очертания: опоры приобретали в сечении форму квадрата, круга, многоугольника. В период Древнего царства появились столбы квадратного сечения без капители, покрытые рельефами. Их пропорции составляли отношение стороны основания к высоте = 1:4, 1:5.
В Поздний период перед такими столбами ставили статуи фараонов в виде бога Осириса со скрещенными на груди руками. Такие столбы получили название Осирических. Распространены были также колонны в виде граненого или каннелированного цилиндра, суживающегося кверху. Позже колонны усложняются и их формы начинают приобретать изобразительный характер. Прототипами форм колонн были природные формы простых болотных растений: тростника, папируса, лотоса, так как эти растения считались священными и их формы связаны с религиозной символикой египтян.
|
|
Колонна приобретает трехчастное деление: она имеет базу, ствол и капитель. База оформляется в виде круглого плоского диска, иногда с закруглением торцов. Встречаются также базы, состоявшие из двух ступеней или трапециевидной формы. Ствол колонны осмысливался как стебель гигантского растения. Сечение его могло быть круглым, или состояло из 4-х, 6-ти или 8-ми полуокружностей, имитирующих пучок стеблей. Ствол сужается кверху, иногда закругляется снизу, примыкая к базе. Формы капителей имели несколько разновидностей:
1) Папирусообразная (в виде цветка папируса);
2) Лотосовидная (в виде цветка лотоса);
3) Пальмовидная (в виде финиковой пальмы);
4) Сложная или композитная;
5) Гаторическая – с изображением головы богини Хатор;
6) Бутонообразная.
Между капителью и архитравом лежал абак – каменная плита, по высоте равная архитраву – горизонтальной балке. Антаблемент обычно состоял из архитрава, валика и выкружки. Колонны гигантских размеров обычно ставились в храмах, изображая «священный лес» загробного мира, а потолок расписывался в виде звездного неба.