Со времени правления женщины-фараона Хатшепсут (1525-1503 гг. до н.э.) в Египте начинается активное строительство культовых сооружений. Особое внимание уделяется строительству храмов: значительно увеличиваются их размеры, изменяется структура плана. Изменяется и тип царского захоронения: пирамиды исчезают, гробницы высекаются в монолите скалы. На западном берегу Нила в окрестностях Фив постепенно формируется целый комплекс царских скальных гробниц, получивший название «Долина Царей» (современное арабское название – Дейр-эль-Бахри). Здесь было обнаружено около 60 погребений фараонов и членов их семей. Некоторые из них представляют собой целые подземные дворцы. Стены гробниц покрыты росписями и рельефами, которые дают представление о жизни, быте, верованиях и обычаях египтян эпохи Нового царства. Заупокойные храмы здесь уже отделены от захоронений: они строились в долине реки.
Время Хатшепсут ознаменовалось появлением талантливого архитектора – Сенмута, который занимал высокое положение при дворе. Он носил титулы «Великого начальника дома фараона», «Начальника всех работ царя», «Домоправителя Амона», и вдобавок был назначен «Отцом-воспитателем царевны Нефру-Ра» – дочери Хатшепсут. Сенмут руководил строительными работами в столичных храмах Амона (в Карнаке и Луксоре), в храме Мут в Карнаке, высечением обелисков для храма Амона в Карнаке (их вес – 323 т., высота – 29,5 м.). Главным его произведением стал заупокойный храм Хатшепсут в Долине царей. Это выдающееся произведение архитектуры открывает новый этап в развитии древнеегипетского зодчества.
Находясь рядом с храмом Ментухотепов, построенным в период Среднего царства, храм Хатшепсут удачно согласован с ним композиционно, и в то же время, его решение во многом отличается от храмов этого периода. Повторяя общие принципы композиции, связывающие его с храмом Ментухотепов, в храме Хатшепсут зодчий развивает их в более грандиозных масштабах. Храм Хатшепсут построен на основе открытой системы террас, связанных между собой пандусом, подчеркивающим основную ось композиции. Террасы опираются на подпорные стены, оформленные открытыми галереями-портиками. Подготовка к восприятию главного объема идет постепенно в процессе движения: вначале зритель вступает в открытый двор, огражденный глухими стенами. Двор представлял собой как бы «оазис в пустыне»: он был озеленен, и, возможно, в нем были и искусственные водоемы. Вдоль главной оси движения стояли сфинксы. Вторая терраса представляет собой открытую площадку, оформленную с северной гористой стороны колоннадой. Слева к ней примыкает святилище Хатор, справа – святилище Анубиса. Следующий уровень занимает ограниченный со всех сторон двухрядными колоннадами открытый двор прямоугольной формы, к которому примыкают: капелла Тутмоса I, зал Амона, культовые помещения Хатшепсут.
Архитектор сумел органически связать сооружение с окружающей природной средой: широкие террасы постепенно подходят к обрывам скал. Горизонтальные линии рельефа масштабно согласованы с размерами террас, вертикальные трещины скал находят свою аналогию в интерколумниях колоннад. Постройка вписывается в ландшафт как органическая его часть, что создает впечатление величия и спокойствия. Кроме скульптуры для украшения храма используются раскрашенные рельефы, повествующие об исторических событиях периода правления Хатшепсут.
Храм Хатшепсут свидетельствует о переходе к строительству нового типа храмов. Композиция его продолжает традиции Среднего царства, однако, пирамида уже исчезает и продольная ось становится направлением последовательной смены различных пространств. Такое расположение всех основных частей храма закрепляется как композиционный прием в храмах Нового царства.
На восточном берегу Нила в окрестностях Фив постепенно формируется целый комплекс культовых сооружений, который складывается на протяжении 1500 лет. Это комплекс храмов в Карнаке. Самой значительной постройкой здесь был храм главного бога Фив – Амона. На его примере можно понять все основные особенности храмовой архитектуры периода Нового царства.
Храм осмысливался, прежде всего, как земное жилище бога. Он, как и жилой дом, делился на три основные части: открытый двор, приемный зал и внутренние жилые покои, только место приемного зала занял так называемый гипостильный зал – зал со множеством колонн, а место внутренних покоев заняло святилище. Храм, как и жилой дом, обносился глухой стеной и имел парадный вход, оформленный монументальными воротами-пилоном. Боковые входы вели в хозяйственные помещения.
Но храм существенно отличается от жилого дома. В основу композиции храма положен принцип строгой осевой симметрии, и все в нем рассчитано на создание особого впечатления у зрителя. От пристани у реки к храму вела мощеная дорога, вдоль которой стояли сфинксы (аллея сфинксов). Этот длинный ряд одинаковых фигур настраивает на торжественный лад и подготавливает зрителя к восприятию храма. Аллея завершается у ворот, представляющих из себя две массивные башни, расширяющиеся к основанию. Наклон стен ворот усиливает впечатление монументальности. Далее следовал открытый внутренний двор, окруженный колоннадой, за ним – гипостильный зал, который в храме Амона в Карнаке имеет ширину 103 м., глубину – 52 м. Его перекрытие поддерживалось 16 рядами колонн, имеющих диаметр 3,4 м. Вдоль центральной оси колонны имели высоту 20,4 м., остальные – 12,4 м. Таким образом, в перекрытии потолка образовывался перепад высот, позволяющий осветить естественным светом центральный проход в зале. В остальном пространстве гипостильного зала царил полумрак и колеблющееся пламя факелов высвечивало таинственные письмена и изображения на колоннах. Огромные размеры зала и колонн производили подавляющее впечатление на человека, как бы затерявшегося в этом фантастическом каменном “лесу”.
Третья часть храма – святилище бога – была доступна лишь фараону или жрецам. По мере приближения к святилищу пространство храма становится все ниже и уже.
Храм Амона в Карнаке начал строиться при Тутмосе I в ХVI в. до н.э., а завершен был при Птолемеях в Эллинистический период (332- 30 г. до н.э.). Каждый фараон стремился добавить к нему что-то своё. В композицию включены три малых храма: храм Тутмоса III, храм Рамзеса III, храм Сети II.
В процессе расширения храма вдоль центральной оси последовательно появились 5 пилонов. Между третьим и четвертым пилонами появилась боковая ось, связывающая храм Амона с храмом Мут. В ХII в до н.э. фараон Рамзес III построил храм Хонсу, который аллеей сфинксов был связан с дорогой в Луксор. Этот храм включен в ограду, окружающую храм Амона. Территория храмов была озеленена, здесь было два священных искусственных озера.
Храм Амона в Луксоре был построен, в основном, Аменхотепом III в ХV в. до н.э. Храм строился по традиционной схеме, но не был завершен в части гипостильного зала: была построена только его центральная часть с двумя рядами колонн высотой 20 м. Этот незаконченный зал превратился в галерею с двором Рамзеса II, построенным позже. Этот двор получил угловой поворот по отношению к главной оси, т.к. вблизи главной оси была ранее поставлена часовня Тутмоса III. В результате храм приобрел удлиненный и искривленный план. Главное внимание переключается на интерьер, фасад имеет упрощенный монументальный характер. Глухая наружная стена не имеет членений. Мощный пилон контрастирует с бесконечным рядом сфинксов.
В архитектуре храмов Нового царства формы становятся массивнее и тяжелее, колонны – толще, а расстояние между ними – меньше. Внешние формы монументальны, а внутренние производят впечатление колоссальности и таинственности, как бы выражая тем самым идею недосягаемости божества для простого смертного.