IV. Расшифровывание таблицы

В итоге проделанной работы получаются 2 таблицы.

Из первой таблицы выбираются дисперсии факторов.

1. Если применено вращение, то учитываются результаты матрицы повернутых компонент, в противном случае принимается во внимание матрица компонент. Дисперсии факторов при вращении учитываются из столбца «Суммы квадратов нагрузок вращения» «% дисперсии».

Во второй таблице представлены факторы, которые следует расшифровать

2. Минимальным значимым коэффициентом корреляции принято считать 0,4 (О.Ю.Ермолаев).

3. Число факторов, которые необходимо интерпретировать, определяется следующим образом:

a. Наиболее надежный метод – определение суммарной дисперсии первых m факторов (последним для интерпретации фактором можно считать тот фактор, который добирает сумму вкладов в дисперсию 70 -75%,)

b. Еще один достаточно распространенный метод ограничения основывается на резком снижении дисперсии очередного фактора (например, если дисперсии факторов I – 40%, II -20%, III – 5%, IV – 4%, V – 3% VI -2%, можно в интерпретации ограничиться первыми двумя факторами)

V. Типовой отчет, помещаемый в дипломную работу

Применяя факторный анализ, следует помнить, что этот метод чрезвычайно информативен и требует высокой степени творчества и профессионализма от интерпретатора.

Отчет следует начинать с первого фактора (столбца) матрицы (повернутых) компонент. Одним из вариантов интерпретации может быть следующая фраза. В рамках первого фактора с максимальной дисперсией коррелируют следующие психологические величины: (например) память (факторная нагрузка R= 0,75), внимание (R= 0,71) и т.д. Где R – коэффициент корреляции 1 фактора с каждой из обследованных величин.

Каждый из интерпретируемых факторов должен быть назван. Название факторов может быть определено из следующих соображений:

1. Наиболее легкий путь – называть факторы по названию переменных, входящих в него с максимальной нагрузкой

2. Другой путь – фактор называют объединено-смысловым именем.

Экзаменационные задания в виде результатов психодиагностических исследований с прилагающимися к ним гипотезами находятся в компьютерной сети СФ МГПУ в папке «Student».

Экзаменационная работа сдается в виде:

аналитических диаграмм, их описания

статистического анализа и его описания.

Литература

1. Анализ данных на компьютере. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.

2. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов.\\ М., МПСИ, «Флинта», 2002, 336с.

  1. Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов. - СПб.: «Речь», - 2002. – 136 стр. Под науч. ред. канд. физ. -мат. наук. А. Л. Тулупьева.
  2. Наследов А. SPSS. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2007 г.
  3. http://learnspss.ru/handbooks.htm Иллюстрированный самоучитель по SPSS
  4. http://spssbook.net/ Учимся работать с SPSS

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: