Раскрыть содержание физической подготовки

Физическая подготовка - это процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки.

Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

ОФП предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.

В раннем детском возрасте она носит элементарный характер и закладывает основы для формирования двигательных навыков, физических способностей к элементарным формам движения, спо­собствует сохранению и поддержанию стабильных поз. Впослед­ствии ОФП лежит в основе всего разнообразия двигательной дея­тельности людей в быту, спорте, трудовой и других видах деятель­ности.

Общая физическая подготовка не только создает предпосылки, но и определяет уровень и темпы развития основных двигатель­ных способностей человека: силы, быстроты, выносливости, лов­кости.

Поэтому задачами ОФП являются:

1) укрепление здоровья, противодействие неблагоприятным влияниям на человека условий жизни, быта, трудовой деятельно­сти, сдерживание отрицательного влияния процессов старения;

2) обеспечение всестороннего и гармонического физического развития человеческого организма;

3) создание базы для специальной физической подготовлен­ности к конкретным видам деятельности: трудовой, спортивной, военной.

Задачи ОФП:

1. Повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма. 2.Развитие всех основных физических качеств- силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.

3.Устранение недостатков в физическом развитие.

В содержании общей физической подготовки ведущую роль играют естественные виды движений и их вариации, сопутствую­щие человеку всю жизнь. К ним относятся различные виды ходь­бы, бега, прыжков, метаний, лазанья. В содержание ОФП могут входить подвижные и спортивные игры, различные виды и формы физической рекреа­ции, танцы и пляски, ритмическая гимнастика, атлетическая гим­настика, могут использоваться упражнения на различных трена­жерах как серийных, изготовляемых заводскими способами, так и самодельных.

Средствами ОФП являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена (бег, ходьба, различные передвижения, упражнения с отягощением, плавание и т. д.)

СФП характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

Известно, что различные виды спорта требуют различных спо­собностей и (или) неодинаков

Задачи СФП:

1.Развитие физических способностей, необходимых для данного вида спорта.

2.Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих достижения в избранном виде спорта.

3.Воспитание способностей проявлять имеющийся функциональный потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности.

4.Формирование морфофункциональных особенностей с учётом требований конкретной спортивной дисциплины.

Средства СФП являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.

Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других - аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих - скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвёртых - равномерным развитием различных физических качеств.

Общая и специальная подготовка представляют собой две не­отъемлемые части всесторонней физической подготовки спортсмена. еого сочетания тех или иных способ­ностей.

19. Охарактеризовать содержание методики направленного развития гибкости спортсмена;

Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.

При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п.

По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая — в позах.

Выделяют также общую и специальную гибкость.Общая гиб­кость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движе­ний) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, по­звоночника и др.); специальная гибкость — амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Главный фак­тор, обусловливающий подвижность суставов, — анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во мно­гом определяет направление и размах движений в суставе (сгиба­ние, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение).

Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мыщц-антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно рас­слаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования меж­мышечной координации.

На гибкость существенно влияют внешние условия: 1) время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером); 2) температу­ра воздуха (при 20...30 "С гибкость выше, чем при 5... 10 °С); 3) про­ведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до разминки); 4) разогрето ли тело (подвиж­ность в суставах увеличивается после 10 мин нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 °С или после 10 мин пребывания в сауне).

Фактором, влияющим на подвижность суставов, является также общее функциональное состояние организма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет сни­жения способности мышц к полному расслаблению после предше­ствующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет мень­шего тонуса мышц, противодействующих растяжению).

Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а проти­воположные личностно-психические факторы ухудшают.

Результаты немногих генетических исследований говорят о вы­соком или среднем влиянии генотипа на подвижность тазобед­ренных и плечевых суставов и гибкость позвоночного столба.

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15—17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9—10 лет, а для активной — 10—14 лет.

Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6— 7 лет. У детей и подростков 9—14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: