Физическая подготовка - это процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки.
Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).
ОФП предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.
В раннем детском возрасте она носит элементарный характер и закладывает основы для формирования двигательных навыков, физических способностей к элементарным формам движения, способствует сохранению и поддержанию стабильных поз. Впоследствии ОФП лежит в основе всего разнообразия двигательной деятельности людей в быту, спорте, трудовой и других видах деятельности.
Общая физическая подготовка не только создает предпосылки, но и определяет уровень и темпы развития основных двигательных способностей человека: силы, быстроты, выносливости, ловкости.
|
|
Поэтому задачами ОФП являются:
1) укрепление здоровья, противодействие неблагоприятным влияниям на человека условий жизни, быта, трудовой деятельности, сдерживание отрицательного влияния процессов старения;
2) обеспечение всестороннего и гармонического физического развития человеческого организма;
3) создание базы для специальной физической подготовленности к конкретным видам деятельности: трудовой, спортивной, военной.
Задачи ОФП:
1. Повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма. 2.Развитие всех основных физических качеств- силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
3.Устранение недостатков в физическом развитие.
В содержании общей физической подготовки ведущую роль играют естественные виды движений и их вариации, сопутствующие человеку всю жизнь. К ним относятся различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья. В содержание ОФП могут входить подвижные и спортивные игры, различные виды и формы физической рекреации, танцы и пляски, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, могут использоваться упражнения на различных тренажерах как серийных, изготовляемых заводскими способами, так и самодельных.
Средствами ОФП являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена (бег, ходьба, различные передвижения, упражнения с отягощением, плавание и т. д.)
СФП характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.
|
|
Известно, что различные виды спорта требуют различных способностей и (или) неодинаков
Задачи СФП:
1.Развитие физических способностей, необходимых для данного вида спорта.
2.Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих достижения в избранном виде спорта.
3.Воспитание способностей проявлять имеющийся функциональный потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности.
4.Формирование морфофункциональных особенностей с учётом требований конкретной спортивной дисциплины.
Средства СФП являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.
Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других - аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих - скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвёртых - равномерным развитием различных физических качеств.
Общая и специальная подготовка представляют собой две неотъемлемые части всесторонней физической подготовки спортсмена. еого сочетания тех или иных способностей.
19. Охарактеризовать содержание методики направленного развития гибкости спортсмена;
Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.
По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.
При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п.
По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая — в позах.
Выделяют также общую и специальную гибкость.Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.); специальная гибкость — амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.
Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Главный фактор, обусловливающий подвижность суставов, — анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение).
Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мыщц-антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации.
На гибкость существенно влияют внешние условия: 1) время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером); 2) температура воздуха (при 20...30 "С гибкость выше, чем при 5... 10 °С); 3) проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до разминки); 4) разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 мин нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 °С или после 10 мин пребывания в сауне).
|
|
Фактором, влияющим на подвижность суставов, является также общее функциональное состояние организма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению).
Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают.
Результаты немногих генетических исследований говорят о высоком или среднем влиянии генотипа на подвижность тазобедренных и плечевых суставов и гибкость позвоночного столба.
Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15—17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9—10 лет, а для активной — 10—14 лет.
Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6— 7 лет. У детей и подростков 9—14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.