double arrow

Этап начального разучивания техники действия

Общая и частные задачи обучения. Общей задачей обучения является обеспечение возможности выполнить изучаемое действие в общих чертах, т. е. овладеть основой техники в грубой форме.

В зависимости от подготовленности занимающихся и степени сложности техники изучаемого действия возникает необходимость решения следующих частных педагогических задач:

а) обеспечить общее представление об изучаемом двигатель­ном действии;

б) обеспечить знания основы техники действия и особенностей ее исполнения;

в) обучить выполнению тех частей (подсистем) техники, кото­рыми занимающиеся не владеют;

г), обучить ритму действия;

д) устранить сопутствующие (лишние) движения;

е) устранить грубые ошибки, обусловливающие невыполнение действия или его значительное искажение.

Особенности методики обучения. Отличительной особенностью методики обучения на этом этапе является ее направленность на овладение занимающимися основой техники действия.

Обучение начинается с создания общего первоначального пред­ставления о двигательном действии. Оно должно обеспечить уста­новку на овладение действием. Это достигается посредством рас­сказа, демонстрации, объяснения техники, а также пробными по­пытками исполнения действия или его части. Сначала целесообраз­но продемонстрировать действие по возможности в совершенном его исполнении. Затем следует рассказ о нем, который должен не только дать общее представление о новом действии, но и стиму­лировать занимающихся к овладению им. Далее представление дополняется кратким объяснением способа выполнения действия. Объяснение сопровождается (или завершается) повторной демон­страцией, но уже в такой форме, чтобы обучающиеся смогли хо­рошо рассмотреть основные особенности техники. Для этого сле­дует использовать не натуральный, а адаптированный показ, при котором движения демонстрируются замедленно и по возможно­сти выразительно. При объяснении желательно использовать об­разные сравнения изучаемого действия со знакомыми занимаю­щимся движениями, действиями, явлениями. Это поможет им ис­пользовать свой двигательный и жизненный опыт при овладенииосновой техники. Создание первоначального представления завер­шается пробными попытками исполнить двигательное действие. Предлагая попробовать выполнить действие целиком, преподава­тель должен быть уверен, что это посильно занимающимся и не грозит им получением травмы. Если такой уверенности нет, тогда предлагается попробовать выполнить либо облегченный вариант действия, либо ту часть, которая будет разучиваться в первую оче­редь (например, группировку и перекат при обучении кувырку на­зад).

В ряде видов физических упражнений (гимнастике, легкой ат­летике, плавании, лыжной подготовке и др.), прежде чем обучать технике конкретных двигательных действий, создают базовую двигательную основу. Для этого формируют частные умения, на основе которых в дальнейшем осваивается техника основных действий. Так, например, в практике обучения плаванию сначала вырабатываются частные умения выполнять гребковые движения руками и ногами, позволяющие в дальнейшем быстро овладевать техникой различных способов плавания.

Приступая к непосредственному разучиванию техники дейст­вия, преподаватель в первую очередь намечает ведущий метод разучивания — по частям или в целом. Если действие срав­нительно несложное по технике (например, штрафной бросок в бас­кетболе), его лучше осваивать сразу в целостном исполнении. При целостном разучивании двигательные ошибки, искажающие тех­нику, устраняются поочередно — от главных фаз к второстепенным. При изучении двигательного действия, техника которого достаточ­но сложна и имеет много фаз (прыжок с шестом, метание копья и т. п.), используется метод разучивания по частям с последующим объединением частей в целое. В большинстве случаев этот метод является ведущим на этом этапе обучения. Преподавателю важно выбрать часть (подсистему движений) техники, с которой целе­сообразно начинать разучивание действия. В большинстве случаев обучение начинается с овладения ведущей частью. Так, при обучении прыжкам вначале обучают правильному отталкиванию; при обучении метаниям — финальному усилию. Начинать обучение с подготовительных фаз целесообразно в случаях, когда ведущая часть техники существенно от них зависит (например, при выполнении больших оборотов на гимнастической перекладине). Иногда возникает необходимость начинать разучивание с завер­шающей части, особенно в случаях, когда неумело выполняемое завершение двигательного действия может быть опасным для здо­ровья. Например, прежде чем обучать прыжкам новичков (осо­бенно детей), следует сначала обучить их мягкому приземлению, чтобы избежать сотрясения организма при приземлениях на пря­мые ноги.

В связи с тем что при освоении новых двигательных коорди­нации происходит быстрое утомление нервной системы, не сле­дует на начальном этапе обучения длительно работать над двига­тельным действием, нежелательно давать много заданий и требовать большого количества их повторений. Тем не менее занятия по обучению новому действию должны быть по возможности час­тыми. Длительные перерывы будут вызывать угасание еще не стойких двигательных рефлексов.

Начальное разучивание должно осуществляться в постоянных и наиболее благоприятных для занятий условиях (например, на ровной учебной лыжне). Движения при начальном обучении должны выполняться с та­кими усилиями и скоростями, которые позволяют обучающимся контролировать свои движения в пространстве. Например, при обучении способам поднимания штанги в самом начале обучения лучше пользоваться снарядом легкого веса.

На этом этапе используются почти все формы словесного воз­действия, особенно сравнения, объяснения и указания. Следует избегать детальных объяснений техники, если они не нужны для овладения ее основой, сообщать только о главном, так как учени­ки не смогут воспринять всю информацию об особенностях тех­ники.

Из методов наглядного воздействия ведущим на этом этапе будет натуральный и адаптированный показ движений. При на­чальном обучении нет необходимости использовать сложные схе­мы, таблицы, кинограммы и другие наглядные пособия, несущие детальную информацию о технике и ее механизмах. При овладе­нии пространственными характеристиками движений хорошо по­могают различные зрительные ориентиры, разметки и т. п. Полез­но также демонстрировать двигательное действие на муляже. Ме­тоды звуковой наглядности (звуковые сигналы) используются для подсказа момента главного усилия. Большую пользу оказывают также приемы двигательной наглядности, такие, как фиксация правильных положений тела и направляющая помощь («проведе­ние по движению»). При возможности полезно также использовать механические тренажеры.

Продолжительность этапа начального разучивания двигатель­ного действия зависит от целого ряда факторов. В первую очередь к ним относятся: а) степень сложности техники изучаемого дейст­вия; б) уровень подготовленности занимающихся; в) их индивиду­альные особенности; г) возможность использовать положительный эффект переноса навыков. Начальное обучение некоторым слож­ным действиям может быть довольно продолжительным. Иногда может потребоваться несколько месяцев для того, чтобы обучаю­щийся смог самостоятельно выполнять новое двигательное дейст­вие (например, элемент высшей трудности в спортивной гимнасти­ке)

Устранение ошибок. Поскольку на этапе начального разучива­ния действий допускается больше всего двигательных ошибок, рас­смотрим наиболее общие их особенности и причины возникнове­ния.

В большинстве случаев в начале обучения встречаются ошиб­ки, характеризующиеся как типичные. Это искажения техники действия, которые, как правило, допускают все новички. Так, например, при обучении передвижению на лыжах начинающие склон­ны передвигаться на прямых ногах и выносить палки прямыми руками. Начиная обучать новым двигательным действиям, препо­даватель должен предвидеть возможные типичные ошибки, харак­терные для каждого двигательного действия, и принимать меры к их предупреждению. Опытный преподаватель заранее предвидит возможность появления типичных ошибок и принимает меры к их предупреждению. Известен, например, опыт успешного применения принудительного ограничения разгибания ног (нарушения посад­ки) на первых занятиях при начальном обучении юных фигурис­тов. Типичной для начинающих является и поспешность в выпол­нении главных усилий в двигательном действии. В этих случаях хорошо помогают звуковые сигналы, обусловливающие момент осуществления усилия.

двигательные ошибки могут возникать по различным причи­нам. Можно выделить четыре группы причин возникновения оши­бок:

а) причины биомеханического порядка; б) причины физиоло­гического характера;

в) причины психолого-педагогического плана г) причины, зависящие от внешних условий выполнения дейст­вий.

Причины биомеханического порядка, как правило, заклю­чаются в том, что искажения движений в какой-то фазе происхо­дят не из-за неправильных действий в данной фазе, а в результате ошибки, допущенной в какой-то из ранее выполненных фаз. Так, например, при подъеме переворотом махом вперед в упор на коль­цах выход на согнутые руки может быть обусловлен недостаточно высоким подъемом таза. Таким образом, причины ошибок такого рода преподаватель должен искать не в фазе, где произошло за­метное искажение техники, а в особенностях исполнения предыду­щих фаз действия.

Основными причинами ошибок физиологического харак­тера могут быть следующие. Во-первых, непроизвольная напря­женность мускулатуры, обусловливающая общую скованность дви­жений и появление ненужных дополнительных движений. Это осо­бенно характерно для обучения двигательным действиям, вызы­вающим чувство боязни. Во-вторых, утомление, по причине кото­рого происходит расстройство координации движений, особенно на первых занятиях. В-третьих, недостаточный уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости), от которых зави­сит точность движений в пространстве, во времени и по усилиям. И, наконец, причиной ошибок является плохая подвижность нерв­ных процессов, в результате чего занимающиеся опаздывают вы­полнить отдельные фазы движений, с трудом осваивают ритм действия, не могут быстро переключаться с одних движений на другие. Причинами ошибок психолого-педагогического пла­на является главным образом неправильная методика обучения. Ошибки могут происходить по многим причинам. Рассмотрим ос­новные;

а) обучающийся не понял смысла задания. Преподаватель дол­жен не только доходчиво его объяснить, но и проверить, насколь­ко верно его понял ученик. Способы проверки различны: опрос, проговаривание учеником задания, беседа и др.;

б) обучающийся плохо контролирует свои движения. Помочь ему могут различные методы и приемы наглядного воздействия (зрительные ориентиры, звуковые сигналы, направляющая по­мощь, фиксация положений тела и его частей и др.);

в) неблагоприятное состояние психики занимающегося (страх, стыд, неуверенность в своих силах, перевозбуждение, угнетенное состояние и т. д.). В этом отношении важны личные воздействия преподавателя и товарищей;

г) недостаточные волевые усилия, не позволяющие использо­вать обучающимся своих физических возможностей. Здесь требу­ются настойчивые волевые воздействия преподавателя.

К причинам ошибок, зависящим от внешних условий, от­носятся недоброкачественность инвентаря и оборудования, плохая экипировка занимающихся, неблагоприятные метеорологические условия и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: