Классификация затрат в зависимости от цели управленческого учёта. Понятие - затраты, расходы, издержки

В управленческом учёте классификация затрат разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить. К основным задачам управленческого учёта относят: расчёт себестоимости произведённой продукции и определение размера полученной прибыли;принятие управленческого решения и планирование; контроль и регулирование производственной деятельности центров ответственности. Решению каждой из названных задач соответствует своя классификация затрат (табл. 2.1).

Таблица 2.1 - Классификация затрат для исчисления себестоимости продукции.

Признаки классификации Виды затрат
По отношению к себестоимости продукции 1 По экономическому содержанию 2 По экономической роли в процессе производства 3 По составу (однородности) 4 По способу включения в себестоимость продукции 5 По периодичности возникновения 6 По участию в процессе производства 7 По эффективности 8 По отражению в бизнес-плане 9 По возможности нормирования 10 По временным периодам осуществляется Включаемые и не включаемые в себестоимость продукции. По элементам затрат и статьям калькуляции Основные и накладные Одноэлементные и комплексные Прямые и косвенные Текущие и единовременные Производственные и непроизводственные. Производственные и непроизводственные. Планируемые и непланируемые Нормируемые и ненормируемые Затраты предшествующего периоде, отчетного периода, будущих периодов

Для расчёта себестоимости продукции и определения размера полученной прибыли затраты классифицируют на:

-входящие и истекшие;

- прямые и косвенные;

- основные и накладные;

-входящие в себестоимость продукции (производственные) и внепроизводственные (периодические, или затраты периода);

-одноэлементные и комплексные;

- текущие и единовременные.

Для принятия решения и планирования различают:

- постоянные, переменные, условно-постоянные (условно- переменные) затраты;

- затраты принимаемые и не принимаемые в расчёт при оценках;

-безвозвратные затраты;

-вменённые затраты;

-предельные и приростные затраты;

-планируемые и не планируемые.

Для осуществления функций контроля и регулирования в управленческом учёте различают регулируемые и не регулируемые затраты.

Следует различать понятия затраты и расходы. Затраты организации – это средства, израсходованные на приобретение ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и иных), имеющихся в наличии. Затраты могут быть отражены в балансе как активы, способные в будущем принести доход или расход организации.

Расходы организации – это все затраты, которые в данный период времени в ходе хозяйственной деятельности приводят к изменению активов организации и служат для получения соответствующих доходов.

Издержки - это денежное выражение общей суммы ресурсов, используемых с определённой целью.

Большое значение для правильной организации учёта затрат имеет их научно обоснованная классификация. Затраты на производство группируют по месту их возникновения,носителям затрат и видам расходов.

По месту возникновения затраты группируют по производствам,цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для организации учёта по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции.

По видам затраты группируются по экономически однородным элементам и по статьям калькуляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: