Состав затрат включаемых в себестоимость туристского продукта

Раздел 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Контрольные вопросы

1. Что понимается под экономически активным населением?

2. Как рассчитываются коэффициенты экономически активного населения и занятости?

3. Как Какие категории населения составляют экономически неактивное население?

4. Как подразделяется персонал в зависимости от характера трудовых функций?

5. Какие обязанности обуславливают характер труда в туризме?

6. Какие категории работников включаются в списочный состав, а какие не включаются?

7. Как рассчитываются среднесписочная, среднеявочная и среднефактическая численность?

8. Что такое движение рабочей силы?

9. Как рассчитываются коэффициенты оборота по приему, выбытию и текучести?

10. В каких единицах на предприятии учитывается рабочее время?

11.. Как рассчитываются коэффициенты использования продолжительности рабочего периода и рабочего дня?

12.. В чем проявляется сущность заработной платы? Какие принципы лежат в основе ее организации?

13. Какие формы оплаты труда применяются в туризме?

14. Какие существуют показатели средней заработной платы? Как они определяются?

15. Как определяется динамика средней заработной платы?

16. Какие показатели производительности труда применяются в туризме?

17. Как определяется взаимосвязь между среднечасовой, среднедневной и среднемесячной производительностью труда?

18. Какие факторы влияют на производительность труда работников предприятий?

Темы для обсуждения:

1. Какие категории лиц составляют категорию безработных?

2. Какие категории охватывает классификация населения по статусу в занятости?

3. Как характеризуется личный состав в рамках отдельного предприятия?

4. На каких принципах основана расстановка кадров?

5.. Какие фонды рабочего времени определяются на предприятии? Каковы методы их определения?

6. Как определяются трудовые конфликты и забастовочные движения?

7. Из каких основных элементов состоит фонд заработной платы?

8. Что входит в состав часового, дневного и месячного фонда заработной платы?

Задания для самоконтроля:

1. В чем различие между понятиями «трудовые ресурсы» и «экономически активное население»?

2. Какие категории лиц составляют категорию безработных?

3. Какие методы используются предприятием для привлечения сотрудников на работу?

4. Какие методы применяются при отборе кандидатов на замещение вакантных должностей?

5. Какие формы и условия заключения трудового договора вы знаете?

6. Что является основой механизма регулирования заработной платы?

7. определяется коэффициент безработных?

8. определяется коэффициент безработных?

Тесты для проведения текущего контроля:

1. Понятие «производительность труда» включает:

a. затраты общественно-необходимого труда на производство единицы продукции;

b. затраты живого труда на производство единицы продукции;

c. производительную силу труда т.е. способность за единицу времени создать определенные потребительские стоимости;

d. меру количества затраченного труда;

e. количество произведенной продукции за единицу рабочего времени;

f. количество затраченных средств на производство единицы продукции.

2. Если темпы роста производительности труда на планируемый период превышают темпы роста объема продукции (услуги), то это требует:

a. сокращение объема производства;

b. дополнительной численности рабочих;

c. сокращение численности рабочих;

d. повышения цены на выпускаемую продукцию, оказываемую слугу;

e. увеличение объема производства;

f. расширение ассортимента выпускаемой продукции.

3. Кто из перечисленных категорий работников относится к работникам основного производства:

a. рабочие подсобного цеха

b. ученики:

c. повар;

d. администратор;

e. бухгалтер,

f. гид переводчик.

4. Численность всех работников предприятия - это

a. явочная численность;

b. списочная численность;

c. среднесписочная численность

d. явочная численность и среднесписочная численность;

e. фактическая численность;

f. среднесписочная численность и фактическая численность.

5. Тарифная система оплаты труда рабочих включает:

a. тарифные ставки;

b. тарифные сетки,;

c. тарифно- квалификационный справочник;

d. тарифные ставки, тарифные сетки и тарифно-квалификационный справочник;

e. тарифные ставки, должностные оклады, тарифные сетки;

f. должностные оклады, тарифные ставки, премии.

6. Для сдельной оплаты труда характерна оплата труда в соответствии с:

a. количеством изготовленной продукции;

b. количеством отработанного времени;

c. количеством оказанных услуг;

d. должностным окладом;

e. количеством отработанного времени и должностным окладом;

f. с ростом производительности труда.

7. Повременная форма оплаты труда предусматривает оплату в соответствии с:

a. количеством изготовленной продукции;

b. должностным окладом;

c. количеством отработанного времени;

d. количеством оказанных услуг;

e. должностным окладом;

f. количеством выполненных работ.

8. Аккордная система оплаты труда характеризуется:

a. наращиванием количества изготавливаемой продукции,

b. улучшением качества продукции;

c. экономией времени на выполнение задания;

d. ростом производительности труда;

e. улучшением использования основных фондов;

f. снижением количества затраченного труда.

9. К критериям отбора и продвижения сотрудников относятся:

a. высокий профессионализм;

b. готовность к сотрудничеству;

c. способность к обучению;

d. высокий профессионализм и способность к обучению;

e. высокий профессионализм и готовность к сотрудничеству;

f. готовность к сотрудничеству и способность к обучению.

10. Показателями производительности труда являются:

a. Выработка и трудоемкость:

b. Выработка и материалоемкость;

c. Трудоемкость и материалоотдача;

d. Фондоемкость и трудоемкость;

e. Прибыль и фондоотдача;

f. Выработка и заработная плата.

11. Методы измерения производительности труда:

a. трудовой;

b. стоимостной;

c. натуральный

d. ритмичный;

e. все варианты верны;

f. нет правильного ответа.


1. Себестоимость продукции, работ (услуг)

1.1 Сущность себестоимости

1.2 Состав затрат включаемых в себестоимость туристского продукта

1.3 Классификация затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта

1.4 Планирование себестоимости

1.5 Анализ себестоимости

2. Планирование прибыли

3. Анализ взаимосвязей объема продаж, себестоимости и прибыли

4. Формирование исходной цены товара

5. Оценка общего финансово-экономического состояния предприятия

Тема 1. Себестоимость продукции, работ (услуг)

1.1 Наиболее общая категория это затраты. Затраты – это совокупность ресурсов, вовлекаемых реально или предположительно в деятельность предприятия. Затраты могут быть выражены в натуральной или денежной формах.

Затраты могут быть:

А) Капитальные, то есть финансируемые из прибыли или заемных средств с целью приобретения новых средств труда, модернизации, реконструкции объектов, нового строительства, осуществления проектно-конструкторских работ, создания новых видов сырья, материалов и т.д.

Б) Текущие затраты – характеризующие использование ресурсов на производство и реализацию товаров. Они покрываются в течение каждого воспроизводственного цикла. Текущие затраты, выраженные в денежной форме – это издержки предприятия.

Конкретное выражение издержки находят в категории себестоимость продукции работ или услуг, поэтому себестоимость – это нормативно-стоимостная оценка используемых в процессе производства и реализации товара ресурсов.

Основные черты себестоимости как экономической категории:

1) Отражает только текущие затраты

2) Включает только бухгалтерские издержки, скорректированные с учетом норм и нормативов

3) Отражает в основном внешние издержки

4) Включает издержки, которые должны вернуться на предприятие после реализации товара для обеспечения безубыточности.

Управление себестоимостью включает:

§ анализ-то есть оценка эффективности затрат.

§ учёт, т.е. подготовка информации об объёме и структуре затрат.

§ планирование-то есть определение перспективных затрат исходя из предполагаемых условий деятельности предприятия.

§ организация-это подготовка и реализация мероприятий по оптимизации затрат.

§ стимулирование-это разработка способов воздействия на персонал с целью поддерживания определённого уровня затрат на производство и реализацию товаров.

В главе 25 налогового кодекса РФ, определён состав налогооблагаемой базы, т.е. определены затраты которые могут быть отнесены на себестоимость и тем самым сформирована налогооблагаемая база предприятия.

В Российской Федерации в соответствии со ст. 253 НК для всех субъектов рынка предусмотрен единый порядок включения расходов в состав себестоимости выпускаемой продукции [9]:

· материальные затраты;

· затраты на оплату труда;

· отчисления на социальные нужды;

· амортизация;

· прочие затраты.

Некоторые виды прочих расходов регламентируются в ст. 254-264 НК РФ (например, командировочные и представительские расходы, расходы на рекламу, подготовку и переподготовку кадров) и включаются в себестоимость в пределах норм, утвержденных в установленном порядке. В связи с этим в настоящее время предприятия, с одной стороны, рассчитывают себестоимость всех проданных товаров, продукции, работ, услуг по полным затратам. Эта себестоимость включается в отчет о финансовых результатах предприятия при сдаче баланса в налоговые органы (строка 020 формы №2 «Отчет о прибылях и убытках»). С другой стороны, для расчета налога на прибыль и заполнения налоговой декларации по данному налогу предприятия должны вести налоговый учет для выведения налоговой базы. При этом понятие себестоимости заменяется понятием «Расходы, связанные с производством и реализацией», определяемые в строгом соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ

Помимо налогового и управленческого учета существуют два подхода к оценке затрат: бухгалтерский (явные) и экономический (неявные). Это обусловлено тем, что, во-первых, любой ресурс ограничен, во-вторых, каждый вид ресурса имеет хотя бы два альтернативных способа применения. В отчетах предприятия общественного питания отражаются бухгалтерские издержки: денежные расходы на оплату труда, приобретение материалов, амортизация основного капитала и другие расходы. Однако экономисты, кроме явных возможностей, учитывают и неявные издержки, а также затраты упущенных возможностей. С позиции бухгалтерского учёта состав затрат включаемый в себестоимость определяется Правилами Бухгалтерского Учёта. В ПБУ10/99 «Расходы организации» не дается определение себестоимости, а приводится только определение расходов по обычным видам деятельности, которые в своем содержании покрывают традиционное понимание себестоимости как сумму всех затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

Себестоимость продукта – это стоимостная оценка затрат по формированию, продвижению и реализации продукта.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию

Таким образом, все затраты, образующие себестоимость туристского продукта, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

· материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

· затраты на оплату труда;

· отчисления на социальные нужды;

· амортизация основных фондов;

· прочие затраты.

Затраты включаются в себестоимость того отчетного периода, к которому они относятся.

Поэлементная группировка затрат показывает, сколько произведено тех или иных видов затрат в целом по организации за определенный период времени независимо от того, где они возникли и на формирование какой конкретной туристской продукции они использованы. Данная группировка дает возможность устанавливать потребность в основных и оборотных фондах, определении фонда оплаты труда и т. д.

Однако классификация затрат по экономическим элементам не позволяет исчислить себестоимость отдельных видов туристской продукции и установить объем затрат конкретных структурных подразделений туристской организации.

Для решения этих задач применяют классификацию затрат по статьям калькуляции.

Калькуляционной статьей принято называть определенный вид затрат, образующий себестоимость как отдельных видов, так и всей турпродукции в целом.

Группировка затрат по калькуляционным статьям позволяет:

· определять назначение расходов и их роль;

· организовать контроль над расходами;

· выявлять качественные показатели хозяйственной деятельности как туристской организации в целом, так и ее отдельных подразделений;

· устанавливать, по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения издержек производства.

На основании группировки затрат строится аналитический учет затрат, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов турпродукции.

Состав затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта, определен приказом Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму от 8 июня 1998 г. № 210. В соответствии с ним в себестоимость туристского продукта у организаций, занимающихся туристской деятельностью, включаются:

1) затраты на приобретение в целях производства туристского продукта прав на следующие услуги туристам:

· размещение и проживание;

· транспортное обслуживание (перевозка);

· питание;

· экскурсионное обслуживание;

· медицинское обслуживание (а также иные затраты, связанные с оформлением турпоездки);

· культурно-просветительское, культурно-развлекательное и спортивное обслуживание;

· добровольное страхование от несчастных случаев, болезней и медицинское страхование в период турпоездки;

· обслуживание гидами-переводчиками и сопровождающими;

2) затраты, связанные с освоением новых туров, в том числе стажировка по иностранному языку работников в странах, в которых у организации, занимающейся туристской деятельностью, организуются туры на основе налаженного делового сотрудничества и контактов, а также в странах, граждане которых принимаются туристской организацией в качестве туристов;

3) затраты на организованный набор работников, связанные с оплатой услуг организаций по подбору кадров;

4) представительские расходы, связанные с производственной деятельностью туристской организации по приему и обслуживанию представителей других организаций, включая иностранных, в том числе вне места нахождения организации, занимающейся туристской деятельностью, в пределах сумм, установленных законодательством Российской Федерации;

5) затраты, возникающие по не востребованной туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками и иными неразделяемыми комплексами для целей формирования туров:

· по фрахтованию всей или части вместимости транспортного средства (чартер) у перевозчика или иного организатора чартерных программ;

· по приобретению блока мест в транспортном средстве (блок-чартер);

· по размещению и проживанию у организаций гостиничной сферы или иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги.

Затраты туристского предприятия можно группировать в зависимости от различных факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: