Природа человека по К. Роджерсу

На основании своего клинического опыта Роджерс пришел кзаключению, что сущность человека ориентирована на движение вперед копределенным целям. Он был убежден в том, что человек, если дать емувозможность раскрыть врожденный потенциал, будет развиваться оптимально и эффективно.

Онотвергал идею христианства о том, что люди по своей природе злы и грешны.Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства,аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с ихистинной внутренней природой. Когда же людям ничего не мешает проявлять своювнутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которыеискренне хотят жить в гармонии с собой и другими.

Роджерсутверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться внаправлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости.Тенденция актуализации – руководящий мотив в жизни.

Роджерссчитал, что важнейший мотив жизни человека – актуализация, то есть стремление кмаксимальному выявлению лучших качествсвоей личности, заложенных от природы, ик реализации способностей с целью сохранить жизнь и сделать человека болеесильным. Стремление к актуализации врожденно.Например, организм стремится сохранить себя, требуя еду и питье. Физическиразвиваясь, он усиливает себя, становится более независимым. Актуализация вотличии от стремления к равновесию часто связано не с уменьшением напряжения, ас его увеличением. Человек самоактуализируется в борьбе и преодолениипрепятствий, часто сам стремясь к этой борьбе. Движение к саморазвитию частосопровождается страданиями, но побудительный мотив настоль непреодолим, чточеловек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которыеон испытывает.

Роджерс утверждал, что актуализациясвойственна не только человеку, но и растениям и животным. Она – суть жизни,поэтому присуща всему живому.

В процессе актуализации участвует оргазмический процесс оценивания. Тот опыт, который сохраняетили усиливает «Я» человека, оценивается организмом положительно. Тот опыт,который угрожает или препятствует сохранению или усилению «Я», оцениваетсяорганизмом как отрицательный и избегается. Оргазмический оценочный процесспозволяет людям оценить переживания с точки зрения того, насколько ониспособствуют тенденции актуализации или препятствуют.

Необходимой частью базисного стремления кактуализации является стремление человека к самоактуализации.Тенденция самоактуализации – это

процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями, он живет, наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. Роджерс утверждал, что человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природе.

Однако самоактуализация не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. Но одни люди достигают большей самоактуализации, чем другие. Они далее других продвинулись такому функционированию, которое можно назвать полноценным, творческим и автономным.

Я-концепция

Я-концепция является определяющей в подходе Роджерса. Некоторыепсихологи даже называют теорию Роджерса «теорией Я».

Я-концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет. Роджерс определяет это понятие следующим образом: «организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый».

Таким образом, «Я» - это дифференцированная часть поля восприятия человека, которая состоит из осознанного восприятия и ценностей «Я». «Я» человека также может состоять из наборов восприятия, отражающих многие специфические «роли» в различных жизненных контекстах (студент, руководитель, спортсмен, музыкант и т.д.).

Я-концепция включает не только Я-реальное, то есть наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими мы должны и хотели бы быть. Этот компонент «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится, называется Я-идеальное.

Развитие Я-концепции

Роджерссосредоточился на том, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в периодмладенчества или раннего детства, способствует развитию позитивного илинегативного образа себя. У младенца Я-концепция еще толькоформируется, он не отделяет себя от других, поле его восприятия не

дифференцированно. Благодаря стремлению к различению, также входящему в

стремление к актуализации, ребенок постепенно дифференцирует себя и мир.

Роджерс выдвинул теорию, что когда «Я» только формируется, оно регулируется исключительно оргазмическим оценочным процессом. То есть, младенец оценивает каждое новое переживание с позиции того, способствует оно или препятствует его врожденной тенденции актуализации. Структура «Я» впоследствии формируется (все больше дифференцируется и усложняется) через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми другими. Таким образом, в значительной степени содержание Я-концепции является продуктом процесса социализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: