Безусловное позитивное внимание

Роджерсполагал, что можно дать и получить позитивное внимание независимо от ценностиконкретного поведения человека. Это означает, что человека принимают и уважаютза то, какой он есть, без каких-либо «если», «и» или «но». Такое безусловноепозитивное внимание можнонаблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь к сыну не потому, что онвыполнил какое-то особое условие или оправдал какие-то ожидания, а простопотому, что это её ребенок. Роджерсподчеркивал, что ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпетьего плохое поведение.

Роджерс полагал, что воспитаниедетей с безусловным позитивным вниманием обеспечивает основу для их становлениякак полноценно функционирующих взрослых. Безусловное позитивное внимание к себераскрывает естественную тенденцию самоактуализации, присутствующую в каждомчеловеке.

Переживание угрозы и процесс защиты

Роджерсутверждал, что по большей части поведение человека согласуется с егоЯ-концепцией. Переживания, находящиеся в соответствии с Я-концепцией человека иего условиями ценности, могут осознаваться и точно восприниматься. И наоборот,переживания, находящиеся в конфликте с «Я» и его условиями ценности, образуютугрозу «Я-концепции». Так, если человек считает себя честным, но совершиткакой-то нечестный поступок, он будет ощущать угрозу. Это ощущение можетвыражаться в эмоциональном напряжении, замешательстве, чувстве вины. Несоответствие между «Я» ипереживанием не всегда воспринимается на сознательном уровне. Когда существуеттакое несоответствие, и человек не осознает этого, он потенциально уязвим длятревоги и личностных расстройств. В любом случае (при осознании

несоответствия и при ощущении его на подсознательном уровне) при появлении угрозы возникает защитная реакция. Роджерс определил защиту как поведенческую реакцию организма на угрозу, главная цель которой – сохранить целостность Я-структуры. Роджерс предложил только два механизма защиты: искажение восприятия (рационализация) и отрицание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие персонологии как настоящей научной дисциплины является продуктом XX столетия (конечно, зародилась она гораздо раньше). За исключением теорий Фрейда, Адлера и еще нескольких выдающихся теорий психодинамической ориентации (например, теории Юнга и Фромма), которые достигли расцвета в первой трети нашего столетия, только в течение последних пятидесяти или около того лет появились основные модели функционирования личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: