Религиозно-нравственное состояние общества накануне смутного времени

О религиозно-нравственном состоянии общества накануне смутного времени до нас дошло немало документов и свидетельств, наиболее значимые из них – это деяния Стоглавого Собора (1551 г.) и «Домострой» протопопа Сильвестра.

От дохристианского периода на Руси еще сохранялись остатки язычества. Было еще много ворожей и волхвов, у нас не был распространен западный обычай систематически сжигать всех подозреваемых в этом грехе на кострах, поэтому люди не боялись тайно к ним прибегать. В ночь на день Рождества Иоанна Предтечи (Ивана Купала) народ собирался у рек и озер под звуки гуслей предавался скаканью, плясанью и другим забавам. Всюду безмерное пьянство, отроком осквернение, а девам растление. В Троицкую субботу ходили на кладбище плакали и вопили на могилах; под игру скоморохов, гудников и перегудников скакали, плясали, били в ладоши и пели сатанинские песни. Языческие гуляния совершались также накануне Рождества Христова, Богоявления и в другие праздники. Царь Иван IV на Стоглавом соборе говорил: «Они в кудесы били, в аристотелевы врата и в рафли смотрели, по звездам и по планитам глядали». Народ носил от ворожей камни, коренья и другие талисманы. Иногда народ, ожесточаясь, сжигал кудесников. Старец Филофей в своем письме жаловался Государю Иоанну IV на распространение в народе содомского греха даже среди священнослужителей, что косвенно свидетельствовало о распространении языческого отношения к жизни даже среди духовенства. Апостол Павел в Послании к Римлянам так писал о причинах этого греха у язычников: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели… И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» (Рим. 1.21-22,28). То есть под прикрытием христианской обрядности у многих христиан того времени скрывалась суета и идолопоклонство. Обратите внимание на состояние современного общества, как много общего с тем временем, мы так ничему не научились и продолжаем упорствовать в своем языческом мракобесии.

Древние языческие заговоры стали тогда получать христианскую форму, изменяя в воззваниях имена мифических сил именами святых. В молитвенники вносились лживые молитвы о трясовицах и недузех, некоторые молитвы переделывались в заклинания и заговоры прибавлением к ним упоминаний об острове Буяне и камне Алатаре.

Большинство людей 16 в. представляло себе православие ничем иным как собранием обрядов и внешних форм религиозной жизни. Так развивалась в русском обществе внешняя набожность, т.е. обрядность. По случаю бедствий народ часто ставил обыденные (т.е. построенные в течение одного дня) церкви и отдавал монастырям и церквам все свое имущество. В 16 столетии был такой избыток храмов, что они кругом стояли заброшенные, так как их строили без спроса и больше чем необходимо. Все эти и другие отклонения были вынесены на рассмотрение Стоглавого Собора, и Церковь вместе с Царем вела борьбу с ними.

Несмотря на языческие пережитки, верующие тогда стремились строго соблюдать церковные правила и обряды. Иностранцы говорили: «Русские молились так часто, что нелегко было найти подобных, а крестным знамением осенялись почти непрестанно». Очень выросло уважение к монашеству. В монашестве видели идеал религиозно-нравственной жизни. О монахах говорили: «Свет инокам — ангелы, свет же мирянам — иноки». Царь Иоанн IV в своей Александровой слободе устроил нечто вроде монашеской общины и сам вел строгий почти монашеский образ жизни. Многие из князей бояр и других, знатных и богатых перед смертью принимали схиму.

Развивалась строгость в соблюдении постов. Русские готовы были лучше умереть, чем нарушить пост. Некоторые вкушали только по субботам и воскресеньям. Некоторые не вкушали горячего во весь пост. А иные — только по заходе солнца. Богослужения были настолько продолжительные, что даже православные монахи из других стран не могли их выстаивать на ногах, как русские прихожане. Например, каждое «Господи, помилуй» певчие могли тянуть четверть часа; а в ектеньи «Рцем вси...» иногда повторяли «Господи, помилуй» более ста раз.

В то время Церковь вела постоянную борьбу с языческими пережитками и еретическими лжевериями. Враги Церкви пытались настроить набожных прихожан против священников, рассказывая об их грехах и заблуждениях. Особенно известны в этом отношении ереси стригольников и жидовствующих. Они красочно обличали злоупотребления священников, показывая, что по канонам за такие грехи положено извержение из сана или отлучение от Церкви, а дальше делали вывод о том, что наши священники безблагодатны и у них исповедоваться и причащаться нельзя, что якобы остались только мы, небольшой остаток «верных» перед лицом всемирного отступления. Бесовская хитрость сектантов заключалась здесь в том, что верующим мирянам предлагалось стать судьями и судить священников своим умом, произвольно истолковывая церковные правила и делая выводы об их поведении на основании слухов. Подобные процессы происходили тогда и на западе, мы знаем о них как о движении протестантов. Обратите внимание на то, как современные духовные потомки стригольников под видом ревности о чистоте Церкви подкидывают нам сплетни о грехах наших иерархов и заставляют нас осуждать епископов. Некоторые миряне даже дерзают называть Патриарха и епископов еретиками, не понимая точно, в чем же заключается их ересь, приводя при этом только общие фразы, косвенные соображения и смутные догадки. А ведь такое поведение является очень тяжким грехом и называется этот грех лжесвидетельством. Они свидетельствуют о том, что они в точности не знают, то есть они клевещут на своих епископов. Если добавить к этому гордое мнение о себе как о последнем остатке верных в этом падшем мире, мы получаем секту и еще более тяжкий грех – грех раскола, который не смывается даже мученической смертью. Так что будьте бдительны и затыкайте уши, когда вам рассказывают о грехах ваших братьев во Христе, а лучше затыкайте рот клеветникам. Вы бы могли спокойно слушать, если б так клеветали на вашего родного отца или мать? А к духовным отцам некоторые из нас относятся высокомерно, забывая, что дар Спасения, преподаваемый через них, есть большее благо, чем рождение, т.к. без Спасения жизнь превращается в вечную муку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: