Отношения с Поместными Православными церквами

За время Патриаршего служения Алексий II неоднократно посещал с визитами братские Поместные Церкви. Вскоре после своего избрания, в 1991 году он посетил Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Патриарха Диодора I, (с 27 марта по 1 апреля) и Предстоятеля Константинопольской Церкви Вселенского Патриарха Димитрия I (с 12 по 17 апреля).

В ноябре того же года Патриарх был с визитом в США как гость Американской Православной Церкви. Алексий II участвовал в Священной Ассамблее 14-ти Предстоятелей Православных Церквей в Константинополе в Неделю православия, 15 марта 1992, собравшейся «по инициативе, приглашению и под председательством» Вселенского Патриарха Варфоломея.

Гостями Патриарха Московского и всея Руси были Патриарх Константинопольский польский Варфоломей, Патриарх Александрийский Пётр, Патриарх-Католикос Грузинский Илия II, Патриарх Болгарский Максим, Патриарх Румынский Феоктист, Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Предстоятели Церкви Чешских земель и Словакии Митрополиты Дорофей и Николай, Митрополит всей Америки и Канады Феодосий.

Патриарх Алексий II c особым сочувствием относился к Сербской Церкви. Он не только неоднократно выступал с протестом против ведения международным альянсом военных действий на территории независимой Югославии, но дважды (в 1994 и 1999 годах) посещал Сербию, ясно выразив позицию многомиллионной паствы Русской Церкви.

Весной 1999 года, в разгар военной агрессии НАТО против Югославии, Патриарх Алексий II прилетел в подвергаемый бомбардировкам Белград, чтобы совместной молитвой поддержать братский сербский народ. Патриарх в своём заявлении поддержал священноначалие Сербской Церкви, считавшее недопустимым военное вмешательство НАТО в югославский конфликт. По благословению Святейшего Патриарха в храмах Русской Православной Церкви шёл сбор средств в помощь беженцам из Косова.

Твёрдая позиция Русской Церкви и решительная поддержка Алексием II канонического священноначалия Болгарской Церкви, её Предстоятеля Патриарха Максима помогли преодолеть раскол в одной из древних православных Церквей. Московский патриарх стал одним из инициаторов встречи в Софии Предстоятелей и иерархов поместных Церквей (30 сентября - 1 октября 1998 года) для всеправославного обсуждения и уврачевания церковного раскола в Болгарии.

В начале 90-х годов XX века часть эстонского духовенства объявила о своём подчинении неканоническому «Зарубежному «синоду». При поддержке властей начался захват раскольниками приходов канонической Эстонской Церкви, которая была объявлена правительством Эстонии «оккупационной». Несмотря на это, подавляющее большинство клириков и мирян в Эстонии сохранили верность Русской Церкви.

В октябре 1994 года эстонские власти обратились к Константинопольскому Патриарху Варфоломею с просьбой о принятии в свою юрисдикцию раскольников. Патриарх Варфоломей дал положительный ответ и, уклонившись от переговоров с Московской Патриархией, призвал эстонское духовенство перейти под его омофор.

20 февраля 1995 года Синод Константинопольской Патриархии, сославшись на «настоятельную просьбу эстонского правительства», принял решение о восстановлении томоса Патриарха Мелетия IV от 1923 года и учреждении на территории Эстонии автономной православной Эстонской митрополии в составе Константинопольского Патриархата.

Ответом священноначалия Русской Церкви на раскол в Эстонии было временное прекращение канонического общения с Константинопольской Патриархией. Этот шаг был поддержан некоторыми автокефальными православными Церквами. В результате переговоров между представителями Русской и Константинопольской Церквей на встрече 1996 года в Цюрихе была достигнута договорённость о том, что в Эстонии будут одновременно существовать епархии в юрисдикции двух Патриархатов. При этом клирики и церковный народ могут добровольно выбрать свою юрисдикционную принадлежность.

Также предусматривалось сотрудничество двух Патриархатов в вопросе представления их позиции эстонскому правительству с целью, чтобы все православные в Эстонии получили одинаковые права, включая право на историческое церковное имущество. Однако со стороны Константинополя выдвигались все новые условия вплоть до требования признать епархию в юрисдикции Константинопольского Патриархата единственной автономной православной Церковью в Эстонии. Отношения между Русской и Константинопольской Церквами осложнялись также из-за не вполне ясной позиции Патриарха Варфоломея в вопросе о церковном расколе на Украине.

После новых переговоров, 16 мая 1996 года совместным решением Священных Синодов двух патриархатов были восстановлены канонические отношения между ними при условии четырёхмесячного моратория на исполнение решения Константинополя об учреждении его юрисдикции на территории Эстонии и снятия Москвой канонических прещений с клириков, самовольно перешедших в константинопольскую юрисдикцию. В сентябре 1997 года на встрече с Алексием II в Одессе Константинопольский патриарх подтвердил, что раскол украинского православия является внутрицерковным вопросом Московского Патриархата.

Большое внимание уделял Патриарх Алексий проблеме во взаимоотношениях с Румынской Православной Церковью, вызванной созданием ей на канонической территории РПЦ структуры под названием «Бессарабская митрополия». Святейший Патриарх твёрдо стоял на позиции признания единственной канонически приемлемой возможностью присутствия Румынского Патриархата на территории РПЦ структуру приходов, объединённых в представительство Румынской Церкви в Молдове.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: